Анализ поэм Маяковского В. В. “Про это” “Во весь голос” “Хорошо” “Разговор с фининспектором о поэзии”

Поэма “Про это” (<1923>), напечатанная в первом номере журнала “Леф”, содержавшем декларацию группы, подавалась как образец “литературы факта” (первое отдельное издание поэмы было проиллюстрировано фотомонтажами
А. Родченко с использованием фотографий В. Маяковского и Л. Брик). В действительности поэма была тесно связана с творчеством Маяковского футуристического периода не только сюжетно (поэт любит женщину, целиком принадлежащую чуждому миру, который определяется как “обывательский”), но и по своей образности. В ней используются разные стилистические пласты (городской романс, разговорная речь), мотив двойничества (герой то ли отождествляет себя с белым медведем, то ли превращается в него; соотносится с комсомольцем-самоубийцей и с героем поэмы “Человек”),
Противоречивость художественного мира в послереволюционной поэзии Маяковского можно проследить на примере его поэм “Владимир Ильич Ленин” (<1924>), “Хорошо!” (1927), “Во весь голос” (1930). Например, поэма “Хорошо!” состоит из двух самостоятельных сюжетов: сценария для “синтетического” представления под названием “25 октября 1917” и лирической исповеди современника. Связь между этими сюжетами осталась скорее внешней, чем внутренней, органического единства не получилось, несмотря на все усилия автора.
Еще в 1926 году в стихотворении

“Разговор с фининспектором о поэзии” Маяковский попытался объяснить человеку непосвященному трудности и суть поэтического творчества:
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
В этом стихотворении Маяковский говорит о неразрывной связи поэта с народом.
…я
народа водитель
И одновременно
народный слуга?
А в 1929 году Маяковский приступил к созданию поэмы “Во весь голос”, которая задумывалась как творческий манифест. В первом вступлении в поэму он сформулировал приоритеты своей поэзии:
И все
поверх зубов вооруженные войска,
Что двадцать лет в победах
пролетали,
До самого
последнего листка
Я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
В поэме прозвучало то, что составляло трагедию всей послеоктябрьской поэзии Маяковского:

И мне
агитпроп
в зубах навяз,
И мне бы
строчить
романсы на вас –
Доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
На горло
собственной песне.
Насилие над собственной творческой личностью ставилось в заслугу поэту – “горлану-главарю”.
Вторая часть поэмы не была окончена. В сохранившихся фрагментах перед читателем предстает совсем другой Маяковский. Это лирик, обращающийся к любимой женщине. Но и здесь заявлено кредо поэта:
…пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
Надеюсь верую вовеки не придет
Ко мне позорное благоразумие

Главным для всей поэзии Маяковского остается одно: готовность к жертве, к полной самоотдаче. Однако по-прежнему его чувства никем не востребованы, его порыв остается без ответа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Отношение автора к онегину и ленскому.
Анализ поэм Маяковского В. В. “Про это” “Во весь голос” “Хорошо” “Разговор с фининспектором о поэзии”

Categories: Анализы стихов