Анализ стихотворения Ахматовой “Я пришла сюда, бездельница…”

22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала “Аполлон” состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе была молодая Ахматова. Среди прочитанных тогда Анной Андреевной стихотворений – “Я пришла сюда, бездельница…”. Впоследствии оно было включено в ее дебютный сборник “Вечер”. Книга, изданная в 1912 году тиражом в три сотни экземпляров, подарила дебютантке широкую известность. Присутствующих на заседании в редакции “Аполлон” людей стихотворение “Я пришла сюда, бездельница…” сильно впечатлило – одни выказывали восхищение, другие демонстрировали откровенно негативную реакцию. Противоречивые оценки не в последнюю очередь связаны с важнейшей особенностью ахматовской лирики – “поэтикой разорванных (логических и психологических) звеньев”. Корни этой особенности стоит искать в фольклоре, конкретнее – в русской частушке. Связь с народным творчеством проявляется и через образ русалки, встречающийся во второй строфе стихотворения.

В рассматриваемом тексте едва ли не ключевую роль играет тема принятия смерти, что выводит произведение на философский уровень. В последнем четверостишии лирическая героиня выражает готовность снова стать землей. Здесь присутствует явная

отсылка к строкам, проговариваемым в рамках погребального обряда православных христиан: “Ты Сам един лишь бессмертен, сотворивший и создавший человека, а мы, земные, из земли созданы и в ту же землю опять пойдем, как Ты повелел, Создавший меня…”. Место, куда приходит героиня стихотворения, – царство смерти и запустения, что становится понятно уже с первых строк:
На пригорке дремлет мельница,
Годы можно здесь молчать.
Повилика, упомянутая во второй строфе, – сорное растение, паразит, наделяется эпитетом “засохшая”. Только пчела над ней “мягко плавает”. Героиня зовет русалку, но она умерла. Пруд затянулся ржавой тиной и обмелел. Кажется, жизнь осталась лишь во влажно пахнущих тополях да трепещущих осинах.

Ахматова вошла в русскую литературу как “бездельница” – удивительное самоопределение для женщины, столь много сделавшей для мировой культуры. Для поэтессы, написавшей “Реквием” и “Поэму без героя”. Для автора глубоких пушкиноведческих работ, требующих скрупулезного анализа, солидных временных затрат, больших знаний.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Жестокость в рассказе после бала.
Анализ стихотворения Ахматовой “Я пришла сюда, бездельница…”

Categories: Анализы стихов