Анализ стихотворения Гиппиус “Белая одежда”

Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале “Северный вестник”, где были опубликованы два стихотворения – “Песня” и “Посвящение”, получился ярким и наделал много шуму в литературном мире. Лирику Зинаида Николаевна считала вещью глубоко интимной, создаваемой для себя. Поэзию вообще и стихосложение в частности она называла одной из форм, которую в человеческой душе принимает молитва. Такое отношение к творчеству вызвало множество нареканий со стороны критиков-современников. “Молитвенный” характер лирики ставился ими Гиппиус в вину. По их мнению, Зинаида Николаевна, обращавшаяся к Господу с использованием имен Третий, Невидимый, Он, устанавливала с Всевышним отношения прямые, равные, кощунственные. Первый поэтический сборник “декадентской мадонны”, получивший название “Собрание стихов (1889 – 1903 гг.)”, увидел свет в издательстве “Скорпион” в 1904 году. В него вошло произведение “Белая одежда”, написанное в духе религиозной оды.

К стихотворению предпослан эпиграф, представляющий собой цитату из Откровения Иоанна Богослова. В некоторых толкованиях Апокалипсиса побеждающий воспринимается в качестве собирательного образа для христианских святых и праведников. Эти люди смогли исполнить все наставления и преодолеть искушения, о которых сказано в текстах Посланий семи церквам. Есть еще одна

распространенная трактовка. Согласно ей, те, кто победят мир своей верой в Слово Божье, будут жить вечно. Белые одежды в этом контексте олицетворяют победу в духовной схватке с врагами Господа.

В религиозной оде Гиппиус обращается к Богу напрямую, что обусловлено вышеназванной “молитвенностью”. При этом поэтесса употребляет три имени – Он, Сотворивший и Господь. Характерны для лирики Зинаиды Николаевны следующие строки:
Но победить – Его победою –
Хочу последнее страдание.
Для Гиппиус страдание – это путь к Богу, движение по направлению к сотворению и сохранению души. Господа она приравнивала к абсолютной свободе. Поэтому в одном из ранних стихотворений появилась строка: “…Но люблю я себя, как Бога…”. Таким образом поэтесса провозглашала любовь человека к себе как существу, свободному от смерти и судьбы, от мира и других людей. В этом тезисе заключена четверка ключевых тем всего творчества Гиппиус: любовь и смерть, человек и Бог. Вокруг квартета мотивов концентрируется поэзия Зинаиды Николаевны, что отражает существо ее идейных исканий.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Портрет печорина в главе максим максимыч.
Анализ стихотворения Гиппиус “Белая одежда”

Categories: Анализы стихов