Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова

Стихотворение “Монолог”.

Восприятие, толкование, оценка

М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность со­впала с суровым десятилетием после восстания декабристов. То была тяжелая эпоха николаевской реакции, период, когда ум­ные, мыслящие люди не могли найти достойного применения своим силам. Отсюда грустная тональность произведений по­эта. Как точно заметил В.Г. Белинский, в поэзии Лермонтова “нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни”, но “везде воп­росы, которые мрачат душу, леденят сердце”. И одним из про­изведений, где поэт ставит эти вопросы необычайно остро, яв­ляется стихотворение “Монолог”, созданное в 1829 году. Оно является своеобразным предварением более поздних произве­дений Лермонтова – стихотворения “Дума” и романа “Герой на­шего времени”.

В “Монологе” удивительно точно и верно передано то миро­ощущение, которое было свойственно Печорину:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Умный, порядочный, одаренный человек в России обречен на бездействие, ему негде применить свои таланты, “глубокие познанья”, “пылкую” любовь к свободе. Родина и существую­щий в ней общественный порядок повинны в этом. В этом сти­хотворении (как и в “Думе”) поэт выступает от лица целого поко­ления:

Как...

солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Это поколение не знает “ни любви, ни дружбы сладкой”, ему “душно” на Родине, вся жизнь этих людей пуста и безрадостна. Отсюда – грустные интонации поэта. Лирический герой сти­хотворения с горечью осознает, что жизнь его и его современни­ков бесплодна, “пасмурна”, лишена какого-либо смысла и цели. Однако в стихотворении нет суда над поколением. Лирический герой сочувствует ему, вызывая ответную реакцию читателя.

Форма “Монолога” (вольный ямб без рифмы, со строчками, обрывающимся на многоточиях) помогает передать и грустное настроение автора, и искренность его размышлений. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: сравнения (“Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пас­мурна жизнь наша”), метафору (“И нам горька остылой жизни чаша”), эпитеты (“пылкая любовь свободы”, “дружбы сладкой”), анафору (“И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует…”), риторический вопрос (К чему глубокие познанья, жажда славы, Таланти пылкая любовь свободы, Когда мы их упот­ребить не можем?”).

Таким образом, “Монолог” – это грустное размышление Лер­монтова о судьбе поколения в этот жестокий век.

Глоссарий:

  • анализ стихотворения монолог
  • монолог лермонтов
  • монолог лермонтов анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова

Categories: Анализы стихов