Романтической мечтой о прекрасном проникнуто известное стихотворение Блока «Незнакомка» (1906).
Столкновение поэзии с прозой жизни подчеркнуто смысловым делением стихотворения на две части, контрастной лексикой — бытовой и романтически-возвышенной. Сначала: «пыль переулочная», «скука загородных дач», «лакеи сонные», «пьяницы с глазами кроликов», затем: «берег очарованный и очарованная даль», «очи синие бездонные». В первой половине стихотворения подробной детализацией, повторами, перечислениями поэт
сознательно нагнетает ощущение скуки, однообразия, пошлости обывательской жизни.
На этом фоне чуд-ным видением возникает Незнакомка, возвышающаяся над будничной мещанской обстановкой, таинственная, загадочная («И веют древними поверьями ее упругие шелка…», «Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне…», «Дыша духами и туманами, она садится у окна…»). Незнакомка, как призрак, возникает на зыбкой грани реальности и фантазии («Иль эго только снится мне?»). В такой «недопроявленности» образа заключается его прелесть и очарование, сила эмоционального воздействия. Он воспринимается
как символ отрешенной, неземной красоты и чистоты. Стихотворение «Не-знакомка» может служить примером фонетической организации стиха. Прочитайте стихотворение вслух с седьмой строфы до конца, и вы увидите, как последовательно сменяются и поют здесь гласные е — а — у — о: и веют древними поверьями; закованный — вуаль — даль; глухие — поручены — луит — излучины; в моей — сокровище — поручен только — пьяное чудовище.
Музыкальность — одно из отличительных качеств поэзии А. Блока.
Вслушаемся внимательно в звучание первых строф стихотворения «Дым от костра струею сизой…»:
Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари — покрыл меня.
Все, все обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…
В этом стихотворении, написанном в интонациях романса, музыку стиха создают сближения одинаковых слов (алый — алой, крестом — крестом), одинаковых групп согласных (костра — струею — струится), мастерскими аллитерациями. Например, первая строка второй строфы держится на звонком согласном м (обман — седым туманом), во второй строке появляется аллитерация на глухой п (/гол — зет — печаль), в третьей «играют» сочетания кр — кр — гр — кл — кр.
Здесь музыка стиха даже господствует над смыслом. К. Чуковский видел в подобных стихотворениях, выражавших субъективные переживания поэта, «деспотическое засилие музыки», «гениальную звукопись», «опьянение звуками». Действительно, многие стихотво-рения поэта, в которых он старался выразить невыразимое словом самой мелодикой стиха» находятся на грани, поэзии и музыки. «Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока»,- писал композитор Б. Асафьев, отмечая, что «…Блок вносил в свою поэзию понятное только музыкантам, неуловимое словами, мелодическое (романсное и песенное) напряжение».
Источники:
- Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.
Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.
Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт…», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»).
Сочинение на тему забавная история.
Анализ стихотворения Незнакомка истолкование (Блок Александр)
- Сочинение на тему: История любви Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Биография Чарлза Парсонса
Categories: Анализы стихов