Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» А. А. Фета

У Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…», написанное 28 октября 1887 г. О том, что в стихотворении, состоящем из трех четверостиший, говорится о поэзии, о «певце… избранном», становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста — цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение — радостно, мир наполняется движением, чувства обострены:
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -…

Поразительно преображение внутреннего мира: открывается «неведомое, родное» (то есть родное до этого преображения было неведомым), «тайные муки» обретают «сладость», «чужое» чувствуется как «свое». Десять строк — изображение того, что подвластно поэту, перифраз, подготавливающий концовку:
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией. Весь текст...

— одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк (всего десять инфинитивов, сменяющих друг друга). Лирическое напряжение передают анафоры: «Одним толчком…» — «Одной волной…»; «Вот чем…» — «Вот в чем…». Субстантивированные прилагательные среднего рода: «неведомое», «родное», «чужое», «свое» — напоминают о Жуковском, его программном фрагменте «Невыразимое» (ср.: «беспредельное», «прекрасное», «ненареченное», «милое радостное и скорбное старины»), также посвященном поэзии, ее возможностям. В стихотворении выдержано «единство представления», к которому стремился Фет, писавший Л. Толстому (1 янв. 1870 г.): «Но художественные законы для всяческого содержания неизменны и неизбежны, как смерть. И первый закон — единство представления». И конечно, единство стихотворения — в его метре и строфике: это пятистопный ямб, с чередованием женских и мужских рифм. Можно говорить о ритмической композиции, в частности о выделении концовки: последние две строки, где ударение падает на первый слог, контрастируют с остальными. Так ритм следует за смыслом, за развитием темы.
Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Поэтам», «Если радует утро тебя…» и др., где в особенности выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» А. А. Фета

Categories: Анализы стихов