Анализ стихотворения “Послушайте!” Маяковский

Послушайте!

Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чем заключается смысл жизни человека.

Стихотворение “Послушайте!” отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает. Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация стихотворения – исповедальная и доверительная.

Начинается оно с просьбы, обращенной к людям: “Послушайте!” Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взвол­нованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно.

Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмо­циональному воздействию.

В первой части обозначена проблема:

…если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?

Во второй части лирический герой “врывается к Богу” и в отчаянии просит его, “чтоб обязательно была звезда”. Мы слышим своеобразную молитву, обращенную к Богу.

А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращенный к каждому из читателей:

Значит –

это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Автор вводит в свое произведение элемент фан­тастики (“врывается к Богу”). В системе вырази­тельных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает “жилистую руку” Бога, и вот уже Бог – не только одухотворен­ная высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи. А лирический герой стихотворения и есть тот самый “кто-то”, для кого без звездного неба жизнь пред­ставляется немыслимой, кто не может перенести “беззвездную муку”.

Поэтические приемы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение неве­лико по объему. Нет ни одного нейтрального слова – все слова эмоционально окрашены. Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется – они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал.

Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклица­ние (Послушайте/), риторический вопрос (значит – это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит – это кому-нибудь нужно? / Значит – кто-то хочет, чтобы они были? / Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?).

Метафоры у Маяковского всегда необычны и краси­вы. Вот и здесь: метели полуденной пыли. Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звезды зажигают; загоралась звезда.

Но и все стихотворение “Послушайте!” есть одна развернутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота – цен­ности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского.

В этом стихотворении автор добился того, что каждое выделенное им слово стало значимым и ве­сомым. Акценты достигаются также за счет знаков препинания – они создают эмоциональный настрой произведения.

Глоссарий:

  • послушайте маяковский анализ
  • маяковский послушайте анализ
  • анализ стихотворения маяковского Послушайте

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Сочинение рассуждение почему нужно быть грамотным.
Анализ стихотворения “Послушайте!” Маяковский

Categories: Анализы стихов