Анализ стихотворения “Сороковые” – Самойлов





Д. Самойлов (Кауфман) – поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Са­марканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

Стихотворение “Сороковые” было написано в 1961 году Оно стало хрестоматийным, очень популярным. Впервые было напечатано в журнале “Новый мир”.

Большая часть стихотворения напоминает нам кадры ки­нохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение “Из дневника”), у Б. Окуд­жавы (стихотворение “Проводы у военкомата”). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изоб­ражения, картина мира становится здесь масштабной, гло­бальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, раз­мышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широ­кую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, ос­мысление поэтом всего происходящего:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где



извещенья похоронные И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного време­ни, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: “извещенья похоронные”, “перестуки эшелонные”, “накатанные рельсы”, “погорельцы”. Слово “роковые” несет здесь большую смыс­ловую нагрузку. Это означает “страшные годы”, несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Кар­тину разорванного войной мира дополняют звуковые обра­зы, созданные аллитерациями: “сороковые”, “роковые”, “фронтовые”, “похоронные”, “перестуки”, “рельсы”, “пого­рельцы”. Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части – до и после войны.

В мире – дисгармония, хаос, неопределенность. Все это не­сет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью син­таксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: “Просторно. Холодно. Высоко”. В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, пере­живший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральная часть стихотворения – это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного маль­чишку “в замурзанной ушанке”, с вырезанной из банки звез­дочкой. Он “худой, веселый и задорный”, старается казаться сильным, мужественным. У него – “табак в кисете”, “мунд­штук наборный”, он балагурит с девушками, старается хро­мать “сильнее” из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бра­вада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихаче­ство, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ирони­чен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осозна­ния всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре­красной поры жизни – юности. Вместе с тем эти строфы – уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо­го слилась с судьбой страны.

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихо­творении мы можем выделить три части.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катре­нами, рифмовка – перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпи­тет (“сороковые, роковые, свинцовые, пороховые”, “в замур­занной ушанке”), метафору (“Война гуляет по России…”), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор (“И погорель­цы, погорельцы…”), риторическое восклицание (“Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность!”).

Глоссарий:

  • анализ стихотворения сороковые
  • анализ стихотворения сороковые 6 класс
  • анализ стиха сороковые




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Сочинение что такое нравственный выбор 15.3.

Анализ стихотворения “Сороковые” – Самойлов

Categories: Анализы стихов