Анализ стихотворения “Творчество” Ахматова





Творчество (1936)

Стихотворение входит в цикл “Тайны ремесла”. Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

Н. А. Некрасова на эту тему. Но Анну Ахматову инте­ресует не то, какова функция поэта (как у Пушкина в “Памятнике” или “Пророке”), а то, КАК из “ничего” появляются стихи.

Рождение стиха Ахматова представляет как после­довательные этапы, поэтому в тексте использованы синтаксические конструкции, которые начинаются со слов: но вот; тогда. Не случайно все глаголы в тексте стоят в настоящем времени – это позволяет читателю быть как бы непосредственным свидетелем творческого процесса.

Ахматова описывает в стихотворении три этапа поэтического творчества. Первый этап – это когда поэт еще не знает, что выйдет из-под его пера:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг…

Творец должен погрузиться в некое загадочное состояние.

Эта загадочность подчеркивается неопределенными местоимениями: какая-то, какой-то. Состояние это можно назвать как угодно – трансом, отрешени­ем, но именно в нем возможно соприкосновение с мировым ходом времени (в ушах не умолкает бой



часов) и с потоком чувств, которыми живут люди нынешнего времени и давно умершие (неузнанные и пленные голоса).

Из общего потока “в этой бездне шепотов и звонов” выделяется один звук (встает один, все победивший звук), и начинается второй этап творчества. Эта строчка является композиционным рубежом, чертой, за которой к поэту приходит мысль, вокруг которой потом создается стихотворение. “Все победивший звук” не обязательно понимать буквально – это метафора какой-то мысли, чувства. Главное, что возникновение этого звука означает, что замысел будущего стихотворения выношен. А потом проис­ходит его образное воплощение.

Образ может воплотиться только в словах. Поэт объясняет рождение стиха без участия авторской воли. Автор не мучается в поисках ярких образов, нужных слов и удачных рифм – его задача просто услышать звук. Но, конечно же, надо быть гением, чтобы услышать его. Вероятнее всего, поэт творит по воле Бога. Именно Бог дает ему вдохновение и водит его рукой по бумаге. И лишь потом, на по­следнем этапе творческого пути, к поэту приходят слова и рифмы, чтобы он смог выразить свои мыс­ли, и тогда из-под его руки выходит законченное произведение:

Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, –

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

В первой половине произведения подчеркнуты шум и суета окружающего мира: “бой часов”, “раскат стихающего грома”, “жалобы и стоны”, “бездна ше­потов и звонов “. А во второй половине стихотворения все затихает – становится “непоправимо тихо”, так тихо, что слышно, как “в лесу растет трава” и как “по земле идет с котомкой лихо”.

В стихотворении соединены черты символизма и романтизма. Все образы многозначны: нельзя точно определить, что значат для Ахматовой “неузнанные и пленные голоса”, “жалобы и стоны”, “какой-то тайный круг”. Воссоздается атмосфера чего-то чу­десного, таинственного и даже фантастического. Все это позволяет автору выразить “невыразимое”, передать свои глубокие мысли и быть при этом по­нятой читателями.

Когда поэт рассуждает о процессе творчества, это называется авторефлексией. Стихотворение Ахма­товой “Творчество” – авторефлексивный текст.

Глоссарий:

  • творчество ахматова анализ
  • творчество ахматова
  • как понимала ахматова процесс рождения поэтического текста




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Определение внутренний мир человека сочинение 15.3.

Анализ стихотворения “Творчество” Ахматова

Categories: Анализы стихов