Анализ стихотворения Тютчева “Утро в горах”

Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами – небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит “удушливо-земному” существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении “Снежные горы”, первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. “Дольный мир” предстает пассивным, “полусонным” и обессиленным, а “выси ледяные” полны жизни – таинственной, “огневой”, недоступной человеческому разуму.

“Утро в горах” 1829 г. обнаруживает традиционную образную структуру тютчевской природной зарисовки: вершины окружает яркая “лазурь небесная”. Последнюю характеризует необычное олицетворение, наделяющее деталь пейзажа свойством ощущать человеческие эмоции – смеяться. “Светлая полоса” долины, пролегающей между гор, отражает великолепие голубого неба. В стихотворном тексте встречается лаконичная отсылка к прошлому: ночью прошла гроза, и поэтому утренняя панорама выглядит особенно ясной, чистой, выразительной.

Взгляд лирического героя-созерцателя вновь устремляется вверх, на склоны “высших гор”, покрытые облаками. Завершает произведение эмоциональная доминанта – пышное сравнение скоплений тумана с невесомыми “руинами” дворца, возведенного

магической силой.

В поэтическом тексте фигурирует колористическая лексика с чистыми оттенками голубого и белого. Она поддерживает восторженное романтическое настроение лирического “я”, очарованного открывшейся панорамой.

Не всегда изображение горных цепей очерчивается пейзажной проблематикой. Логично, что идеальное пространство “недоступных громад” становится прибежищем неземных существ – небесных ангелов. Об этом говорит лирический субъект позднего стихотворения “Хоть я и свил гнездо в долине…” Показательно, что душа человеческая рвется ввысь, желая освободиться из “густого слоя” земной суеты.

Амбивалентность образа далеких вершин проявляется в произведении “Альпы”. Антропоморфный ночной образ гор порождает “льдистый ужас” с сердце лирического “я”. Характерно, что безоблачная лазурь, услаждавшая взор героя днем, здесь становится устрашающим “сумраком”, поддерживающим мотивы смерти и хаоса. “Чары гибельные” развеиваются с восходом солнца, скрывающего в дневном свете двойственность модели мира.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Что такое взаимопонимание сочинение рассуждение 15.3.
Анализ стихотворения Тютчева “Утро в горах”

Categories: Анализы стихов