Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

Мария Андреевна Протасова — единственная любовь в жизни Жуковского и адресат большей части его любовной лирики. Знаменитый поэт познакомился с ней в 1805 году. Тогда девушке было всего двенадцать лет. Василий Андреевич выступал в роли учителя для нее и ее младшей сестренки Александры. Долгое время Жуковский скрывал свои чувства. Сама Мария Андреевна о любви преподавателя узнала только в 1811 году. По словам матери Протасовой, дочь к Жуковскому симпатию питала исключительно дружескую. Руки девушки поэт впервые попросил в январе 1812-го. Ответом

ему был решительный отказ. Главная причина, по которой матушка Марии Андреевны противилась браку, — якобы близкое родство жениха и невесты. На протяжении многих лет Жуковский добивался руки возлюбленной, но попытки его так успехом и не увенчались. В итоге Протасова вышла замуж за хирурга, университетского профессора Ивана Филипповича Мойера. Что касается Василия Андреевича, то он женился только в 1841-ом.

Стихотворение «Цветок», снабженное подзаголовком «Романс», относится к 1811 году. Первый сюжетный план текста — неминуемое осеннее увядание цветка. Второй — тяжелое душевное состояние лирического

героя. Его постигло сильнейшее жизненное разочарование. Осень принесла смерть надеждам, мечтам. Облетевшие листья Жуковский сравнивает с покинувшим героя стихотворения весельем. Поэт последовательно развивает центральную идею — жизнь цветка столь же быстротечна, как и жизнь человека. Стихотворение проникнуто атмосферой грусти, безысходности. В нем нашла отражение невозможность противостоять безжалостному року. В частности, это передается посредством лексики. Обратите внимание на слова, которые выбирает поэт и их эмоциональную окраску, — «увядший», «угнетает», «отъемлет», «разрушает», «угасает». Вероятно, «Цветок» связан с фактами биографии Жуковского, кратко обозначенными выше. Неизбывная тоска, пронизывающая произведение, — это тоска человека влюбленного, но не рассчитывающего обрести счастье с дорогой сердцу женщиной.

Василий Андреевич — один из тех, кто сильнее всего повлиял на Пушкина в период его становления как поэта. В 1816 году Александр Сергеевич вслед за учителем обратился к жанру элегии, развивая в его рамках мотивы неразделенной любви, душевного угасания, уходящей молодости. Отголоски лирики Жуковского встречаются в пушкинском творчестве и гораздо позже. 1828 годом датировано стихотворение «Цветок», которое пересекается с одноименным произведением Василия Андреевича. Лирический герой Пушкина обнаруживает в книге «засохший, безуханный» цветок. Находка рождает массу риторических вопросов, например:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

В финале небольшой зарисовки лирический герой доходит до главного вопроса — что стало с тем человеком, который когда-то сорвал цветок? В отличие от Жуковского впрямую Пушкин о быстротечности жизни не говорит, но подобная мысль — вполне логичное завершение рассуждений героя его «Цветка».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение я лучше всех я умнее всех.
Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

Categories: Анализы стихов