Category: Анализы стихов

В. Я. Брюсов. Хвала Человеку. Определите тему этого произведения

Каков жанр этого стихотворения? Можно считать это стихотворение гимном, поскольку оно целиком посвя­щено тому, чтобы возвеличить, воспеть Человека. Это очевидно из его содержа­ния и подчеркивается тем, что слово Че­ловек в нем пишется с заглавной буквы. По свидетельству современников, Брюсов очень любил это стихотворение и охотно исполнял его на своих выступлениях. Поэт первоначально дал ему название “Гимн Человеку”. Потом заголовок был изменен. Какие художественные приемы созда­ют торжественность этого произведения? Поэт использует […]

Анализ стихотворения “Ласточка” Мандельштам

“Ласточка”. (1920). Стихотворение начинается со своеоб­разного зачина: Я слово позабыл, что я хотел сказать… Все стихотворение наполнено прозрачной тишиной. В бес­памятстве поется “ночная песнь”. Перед читателем возникает пейзаж вымершего, потустороннего мира. В этом мире ласточка может вернуться только в “чертог теней”, а не туда, где обитают живые души. “Прозрачные” тени олицетворяют воспоминания о былой жизни, прежней душе. “Ночная песнь” означает время смерти. Но в этой страшной жизни утверждается единственно светлое […]

Анализ стихотворения “Поэзия” Пастернак

“Поэзия” (1922). Стихотворение объясняет роль поэта в ми­ре, назначение поэтического творчества. Новое понимание чело­века и мира, как двух частей единого целого, рождает и новое понимание происхождения и задач искусства. Поэзия нужна не для того, чтобы изображать жизнь, описывать события, характе­ризовать чувства, переживания поэта. Искусство равно жизни, берет в жизни свое начало: Поэзия, когда под краном Пустой, как цинк ведра, трюизм, То и тогда струя сохранна, Тетрадь подставлена, – струись! Оригинальность […]

Некрасов, Школьник. Какие приметы “невеселой дороги” даны в строках стихотворения?

Некрасов, Школьник. Какие приметы “невеселой дороги” даны в строках стихотворения? В стихотворении Некрасова речь идет о Ломо­носове. Что помогает нам это понять? Перечитаем шестую строфу стихотворе­ния: Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик. В этой строфе говорится о Ломоносове – архангельском мужике, который “по сво­ей и Божьей воле \ Стал разумен и ве­лик”. В остальных строфах стихотворе­ния говорится о том, […]

Анализ поэмы Маяковского В. В. “Облако в штанах”

Творчество В. В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика. Заслуженную известность принесли В. В. Маяковскому по­эмы “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Война и мир” и “Человек”. В них ярко воплотились стилевые особен­ности поэтики В. В. Маяковского: обилие неологизмов, кото­рые легко и непринужденно включаются в текст произведений (“изъиздеваюсь”, “выжиревший”, “любёночек”, “декабрый” и т. д.), изысканные метафоры (“окровавленный сердца лоскут”, “сердце […]

Анализ стихотворения “Мороз” Самойлов

“Мороз”. Стихотворение является прямой стилизацией и Пушкина, и Тютчева: Лихие, жесткие морозы, Весь воздух звонок, словно лед. Читатель ждет уж рифмы “розы”, Но, кажется, напрасно ждет. Напрасно ждать и дожидаться, Притерпеваться, ожидать Того, что звуки повторятся И отзовутся в нас опять. Повторов нет! Неповторимы Ни мы, ни ты, ни я, ни он. Неповторимы эти зимы И этот легкий, ковкий звон. И нимб зари округ березы, Как вкруг апостольской главы… Читатель […]

Лирика Пастернака

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать. Стихотворение “Февраль. Достать чернил […]

Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского

В эпоху “серебряного века” Владимир Владимирович Маяковский во­шел как поэт — реформатор. Начало его творческого пути — это дух эпа­тажа и бунтарства. Высокий, сильный, красивый, независимый — Маяков­ский и внешне бунтарь. И его всегда узнаваемые строки, чеканные, стро­гие. И герои его стихов — бескомпромиссные, часто непримиримые, ге – рои-бунтари. Читая стихотворения, которые написаны поэтом до револю­ции, мы видим его неприязнь к старому строю. В. В. Маяковский об этом говорит прямо, […]

Анализ оды Державина “Бог”

Гавриила Романовича Державина можно считать одним из самых важных деятелей литературы восемнадцатого века. Его творчество было необычайно и разнообразно. Образ гражданина, воспетый в творчестве Державина, был воистину велик и поэтичен. Поэт был новатором, он имел и не боялся выражать собственные прогрессивные мысли. Немало внимания в своей жизни Державин уделил теме значения поэта, творчества. Об этом было написано множество его произведений, в том числе. Философия Державина Гавриила Романовича очень не проста, […]

Анализ стихотворения “Пророк” Пушкина

“Пророк” (1826). В основе стихотворения Пушкина сюжет библейской притчи: “И сказал я: горе мне! погиб я! ибо человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми ус­тами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда при летел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: “Вот, это коснулось уст твоих, и […]