Авторская песня (на примере одного-двух произведений любого автора)

Появление жанра “авторской песни”. 1960-е гг. стали пе­риодом, когда жанр “авторской песни” начал становится массовым. Этому способствовало само время, наполненное романтикой и культом настоящей дружбы, представлениями о чести и долге. Энтузиазм творчества выливается в стремле­ние петь стихи под нехитрый аккомпанемент. Особое место в культуре “авторской песни” занимает творчество В. С. Высоцкого, отличающееся тематическим богатством и той иск­ренностью, которая находила отклик у людей самых разных социальных и культурных слоев. Лирический герой песен В. С. Высоцкого – это романтик, ценящий в жизни вечные категории: дружбу, любовь и т. д.

Военная тематика. Песни В. С. Высоцкого о Великой Отечественной войне отличались особой эмоциональностью и психологической достоверностью:

Мне этот бой не забыть нипочем Смертью пропитан воздух, —

А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды.

Снова упала – и я загадал:

Выйти живым из боя, —

Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою.

“Песня о звездах” (1964)

Отражение некоторых аспектов военной жизни получало часто в песнях поэта трактовку, отличающуюся от офици­альной версии. Например, говорить о штрафных батальонах, которые отправляли порой на верную смерть, было не при­нято, а поэт пишет о них песню:

У штрафников один закон, один конец:

Коли,

руби фашистского бродягу,

И если не поймаешь в грудь свинец Медаль на грудь поймаешь за отвагу.

“Штрафные батальоны” (1964)

Война предстает в песнях В. С. Высоцкого не только как глобальное событие в истории страны, но и как трагедия конкретного рядового бойца. Мир остается, солнце опять встает на востоке, но только оно уже никогда не взойдет для одного:

Почему все не так? Вроде – все как всегда:

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только – он не вернулся из боя.

“Он не вернулся из боя” (1969)

Честь и достоинство человека, истинный патриотизм и способность отдать жизнь, чтобы спасти ее другому, – каче­ства, которые ценятся в любое время. Но там, где между жизнью и смертью один шаг, человек проверяется легко и быстро, потому и говорит герой песни В. С. Высоцкого “Давно смолкли залпы орудий…”:

Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда:

“Ты бы пошел с ним в разведку?

Нет или да?”

“Дворовая” тематика. “Дворовая” романтика была зна­кома практически всем мальчишкам послевоенного време­ни. В таких песнях автор часто прибегает к приему ролевой игры. Само произведение строится в соответствии с тради­циями городского фольклора. Использование просторечий, жаргонных и бранных словечек отвечает стилистике песен данной тематики и помогает передать социальный статус ге­роя. Например, в песне “Я был душой дурного общества” ав­тор использует слова скокари и щипачи, значение этих лекси­ческих единиц известно только в среде, где употребляют жаргон (скокарь – грабитель, щипач – карманник), лириче­ский герой демонстрирует, что он вхож в “дурное общество”:

Свой человек я был у скокарей,

Свой человек – у щипачей,

И гражданин-начальник Токарев Из-за меня не спал ночей.

“Я был душой дурного общества” (1961)

Спортивная и альпинистские песни, В песнях данной тема­тики В. С. Высоцкий использует принципы романтического двоемирия. Благородные, честные герои не могут прими­риться с миром, в котором все строится на компромиссах. Часто в песнях возникает мотив свободы и риска, особенно повышающий вкус к жизни, и именно в таких произведени­ях поэт говорит о настоящей дружбе:

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял – хмельной, —

Значит, как на себя самого Положись на него!

“Песня о друге” (1966)

Для придания большей достоверности поэт включал в тексты профессиональную лексику.

Любовная тематика. Песни о любви В. С. Высоцкого исполнены чистоты и искренности. В них лирический ге­рой готов по-рыцарски преданно служить своей возлюб­ленной:

Дом хрустальный на горе – для нее,

Сам, как пес бы, так и рос – в цепи.

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!

“Дом хрустальный” (1967)

Сатирические песни. В основе многих песен лежит жиз­ненная ситуация. В шуточных произведениях главным геро­ем часто становится “маленький человек”:

Ой, Вань, гляди, какие клоуны!

Рот – хоть завязочки пришей…

Ой, до чего, Вань, размалеваны,

И голос – как у алкашей!

“Диалог у телевизора” (1973)

За анекдотичностью и веселостью скрываются серьезные вещи: автора интересует двойственность положения героя в обществе: с одной стороны, “маленький человек” всего лишь винтик огромного механизма, жертва системы, но с другой, безропотность его позиции делает героя виновни­ком собственного унижения.

Философская тематика. Размышления о несовершен­стве человеческого бытия, стремление пробудить в человеке нравственные принципы составляет основу большинства песен В. С. Высоцкого. Отсутствие свободы становится при­вычным состоянием современного человека:

Сам виноват – и слезы лью, и охаю:

Попал в чужую колею глубокую.

Я цели намечал свои

Глоссарий:

  • сочинение на тему для чего нужны детективы на примере 1-2 произведений
  • авторская песня на примере одного-двух произведений любого автора
  • современная авторская песня на примере одного-двух произведений
  • для чего нужны детективы на примере 1-2 произведений сочинение
  • примеры авторских песен

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

В детстве я зачитывался книжками сочинение.
Авторская песня (на примере одного-двух произведений любого автора)

Categories: Сочинения по литературе