Биография Мольера

(1622 — 1673)

Жан-Батист Мольер (MOLIERE), настоящая фамилия Поклеп, — великий французский комедиограф, создавший эпоху в истории не только отечественного, но и мирового театра. Под гипнотическим влиянием комедийного искусства этого мастера в свое время находилась вся Европа и не в последнюю очередь Россия. Он и до сего времени в орбите самого пристального внимания не только театральной общественности, но и массового зрителя. Всякий любящий смешное человек, не знакомый с биографией Мольера, может составить о нем представление как о баловне

счастья, силою своего гения раз и навсегда завладевшего умами современников и потомков.

Но такая оценка обманчива. Конечно, смешное и забавное — один из главных бастионов мольеровского искусства. Без него «блистательный театр» этого художника абсолютно немыслим. Однако создатель таких шедевров, как «Тартюф», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной» и многих других, всю жизнь вынужден был вести борьбу на два фронта. Мешали не только заскорузлые эстетические шаблоны и чванливое невежество театральных вельмож.

Еще не труднее было склонить на свою сторону

общественное мнение Франции, придворные круги — грозную и могущественную силу, крайне консервативную и нервозную.

Мольер лучше, чем кто бы то ни было, понимал, что комедийный жанр задевает современников глубже и жалит острее, нежели трагедия. Впрочем, виною тому оказывался не только и не столько сам жанр, (колько прирожденный талант комедиографа-импровизатора. Однако Мольер свято верил в благотворную силу своего кредо — «развлекая, поучать». Благодаря этому он и побеждал. Широкая зрительская аудитория сразу же обнаружила в художественном мире Мольера трагедийное самочувствие автора. Это не было пресловутым смехом сквозь слезы: за умной и остроумной усмешкой автора таилось нечто, позволяющее единым философическим взором обозревать все многообразие человеческих благоглупостей и пороков. Людей сознательно и неисправимо порочных Мольер открыто презирал, а, выводя их на всеобщее осмеяние, был беспощаден. Сложней обстоит дело с героями, чуждыми злостных пороков и наклонностей, но одержимыми — каждый по-своему — манией некоего величия. Таковы Альцест («Мизантроп»), Оргон («Тартюф»), Журден («Мещанин во дворянстве»), Гарпагон («Скупой»), Аргон («Мнимый больной») и т. д. Не без грустной иронии смотрит Мольер на этих персонажей — они добровольно закрепостили себя безрассудными пристрастиями и привычками, ставшими их второй натурой. Люди неукротимого, порою экстатического темперамента,6 они в своих блужданиях не сдерживаемы ни жизненным опытом, ни расчетливостью. Мольер-психолог приходил к прозорливым типическим обобщениям.

Отнюдь не бесцветной, но интересной, а нередко и весьма содержательной жизнью своих героев Мольер неотразим и предельно убедителен. Полный изящества и благородства, он дружески и без всякой навязчивости предлагает идеал человека умеренного, рассудительного и аккуратного, избегающего издержек и крайностей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Образ прекрасной дамы в творчестве блока.
Биография Мольера

Categories: Биографии