Чацкий и Молчалин (По комедии Грибоедова А. С. “Горе от ума”)





Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса построена на конфликте личном и обще­ственном. Причем общественная про­блематика комедии непосредственно вытекает из личной. В “Горе от ума” су­щественно важным для развития дейст­вия оказывается и неразделенная лю­бовь героя, и еще более – неразреши­мое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так сказал об этом в письме к Катенину: “…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас греш­ных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного че­ловека)”, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружа­ющим, его никто не понимает, никто про­стить не хочет, зачем он немножко повы­ше прочих…”

Чацкий противопоставлен всем дейст­вующим лицам комедии, но Молчалин показан как антипод главного героя. Их различие постоянно подчеркивается ав­тором. Чацкий – само красноречие, правдивость, ум… “Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает но­вую жизнь. Он требует места своему ве­ку”, – пишет Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Молчалин же – лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения, дейст­вия Чацкого и Молчалина различны, поч­ти противоположны.



Это понимает и Со­фья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого – недостатки: “Веселость ваша не скром­на, у вас тотчас уж острота готова. Гроз­ный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна, а над собой гроза куда не бесполезна”. Молчалин же: “При батюшке три года служит, то часто без толку сердит, а он безмолвием его обе­зоружит. Веселостей искать бы мог; ни­чуть: от стариков не ступит за порог, мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Ко­нечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал, да эдакий ли ум семейство осчастливит?”

Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп, слишком тих, что у него от­сутствует свое мнение и достоинство. Но “чудеснейшего свойства он наконец:

Уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков ни каких, чужих и вкривь и вкось не рубит, – вот я за что его люблю”. И Софья пред­почитает его Чацкому. Может, ее пугает “особенностей бездна”, может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил де­вушку одну.

О том, что Чацкий – “век новый”, а Молчалин – питомец фамусовской Моск­вы, свидетельствуют их взгляды и принципы. Чацкий требует “службы де­лу, а не лицам”, не смешивать “веселье или дурачество с делом”, он тяготится среди толпы “мучителей, зловещих старух, вздорных стариков”, отказыва­ясь преклоняться перед авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюд­ства. Он “служить бы рад, прислужи­ваться тошно”.

Заповеди Молчалина: “угождать всем людям без изъятья”, “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Его талант – “умеренность и аккуратность”. И все это: страсть к чинам, низкопоклон­ство, пустота, – нераздельно связывает Молчалина с “веком минувшим”.

Чацкий – воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Моск­вы, клеймит позором шутовство, бездум­ную роскошь и отвратительные нравы “разливанья в пирах и мотовстве”. Образ Чацкого – идея, мораль пьесы, а Молчалин – одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий “бросается, как в живую, непосредствен­ную и глубокую стихию жизни”. В любви Молчалина к Софье нет ничего, кроме корысти.

Различие между Чацким и Молчалиным – в каждом жесте или реплике ге­роев. Комедия целиком построена на борьбе противоположностей: Чацкого с “веком минувшим” – Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он и жерт­ва, и победитель. Фамусовское общест­во в борьбе с Чацким использует сплет­ни, слухи, ложные обвинения, – а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружаю­щей его серости и пошлости.

И самое важное: пьеса остается акту­альной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же – разве что в слегка “усовершенст­вованной” форме – тугоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим ми­ром, будут вечные Чацкие.





1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Анализ стихотворения блока сусальный ангел.

Чацкий и Молчалин (По комедии Грибоедова А. С. “Горе от ума”)

Categories: Литература