Человек с молоточком (Чехов А. П.)

«За дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье» — эти слова сказаны героем Антона Павловича Чехова, которого я открыла для себя после визита на «Белую Дачу» — домик писателя в Ялте. Я очень много приобрела для себя, просто побродив по великолепному саду, который никогда не придет в запустение благодаря трудам экскурсоводов, садовников и бабушек, преданных поклонниц писателя, живущих

неподалеку. Пребывание Антона Павловича в Ялте пришлось на закат его жизни, на ее осень. Но там, в саду, где он знал каждый кустик, всегда весна.

Это была его задумка — создать место, где всегда что-то будет напоминать о начале всего живого.

Это живое он учит находить в своих произведениях, которые я успела прочитать и по-своему осмыслить. И, наверное, начинает это с его пронзительных рассказов о детях. Как можно так написать о бедной Варьке, несчастной девчушке, мечта которой — выспаться всласть? Каким щедрым должно быть сердце писателя, стоит только поражаться…

Не менее пронзителен рассказ Антона Павловича

«Ванька». История мальчика, которому осталось только надеяться на то, что «милый дедушка» сделает «божецкую милость», возьмет его домой, «на деревню». Образ Ваньки — это образ безысходности, настоящего человеческого горя, которое не каждый может понять. Я думаю, вряд ли большинство читателей были хотя бы в похожей ситуации, но мастерство писателя позволяет прожить это маленькое письмо маленького ребенка, лишенного тепла и ласки. Обездоленный, одинокий, никому не нужный…. И сколько же было таких детей на Руси…. Русские писатели просто не могли не коснуться этой болезненной темы. Это и Достоевский, и Некрасов, и Короленко, и Куприн. Сюжеты своих произведений они брали из жизни. Поэтому прав, бесконечно прав был Горький, когда отметил, «что Чехов никогда ничего не выдумывал от себя, не изображал того, чего нет на свете», чему автор не был бы свидетелем. А видел он многое, видел жизнь обыкновенных людей, со своими внутренними переживаниями, устремлениями и желанием жить, которое зачастую оказывалось, на мой взгляд, ложным.

Эта ложь, неискренность, неправдоподобие жизни раскрывалось в произведениях, объединенных темой футлярности. (Эпоха безвременья дала ему основу для изображения этих беликовых, алехиных и буркиных). Ненавистное Чехову, презираемое им, то, против чего он всю жизнь боролся, находит отражение в его произведениях. «Ионыч» и «Крыжовник» — рассказы, которые актуальны и сейчас, несмотря на огромное временное пространство, отделяющее нас от времени их написания. Почему жизнь Старцева, человека с благородными задатками и далеко идущими намерениями, так и не состоялась? На мой взгляд, во всем, что происходит с нами, виноваты мы сами. Виноваты в том, что когда-то не смогли перебороть свои страхи, свои слабости. Вот и наш герой, чтобы уйти от реальности, где на каждом шагу встречаются испытания и трудности, избрал себе другую жизнь, другую реальность. Там нет человека, которому нужно доказывать свою любовь, нет цели, пусть даже наивно высокой — спасти весь мир, прославить Россию, выйти к потрясающе новым, неизведанным научным достижениям. Там есть великое «Я», которое надо чествовать и ублажать, там есть богатство, которое надо увеличивать и приумножать, там есть грубость и невежество. Но нравится ли ему эта футлярная, выдуманная жизнь? Нет! Но и изменить ее он не готов. Возможность сделать это уходит от него с каждым годом все дальше и дальше….

Слаб человек. И мы видим это на примере еще одного героя из рассказа «Крыжовник». Одержимый мечтой, он готов пойти на любую сделку с совестью, ради ее осуществления. Обокрасть, уморить, унизить — таковы методы для достижения цели. Как это мелко и низменно! Такие люди, как говорил Ю. Айхенвальд, «не умеют взрастить своего внутреннего сада и сиротливыми тенями идут по миру». А ради чего жил сам автор? Что оставил нам после себя великий писатель? Явно не тарелку кислого крыжовника. Это и прекрасные сады, и библиотеки для родного города, и самое главное — его неувядаемые творения, известные всему миру. Незабываемым афоризмом стали и его слова: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша», которые адресованы каждому из нас, живущему сегодня.

Тема футлярности нашла отражение и в освящении такого трепетного и яркого чувства как любовь. Меня очень тронул рассказ Антона Павловича «О любви». Это новелла из «Маленькой трилогии», показывает несостоявшуюся жизнь двух молодых людей. «Неслучившаяся жизнь» — именно так звучала тема для сочинения по рассказам Чехова на уроке литературы. Как часто мы боимся изменить свою жизнь, и как много мы при этом теряем. Почему Алехин не мог признаться в любви Анне Алексеевне? В конце концов, почему не признался себе самому, почему нужно было потерять счастье, чтобы понять, как дорого оно стоит? Вряд ли все было бы по-другому: нарушение нравственных границ означало бы изгнание из общества — она замужняя женщина, и это ее выбор, но это испытание — экзамен для обоих, проверка на готовность к счастливому будущему. И она, на мой взгляд, его выдержала, а вот Алехин…. Я готова осудить его за малодушие и слабость.

А «Дама с собачкой?». Ялта, загадочный берет и шпиц…. Прочитав это произведение уже после поездки в Крым, я представляла себе девушку, хрупкую и легкую, которая очень гармонично смотрелась на фоне лазурного моря и беломраморной набережной. Это образ совершенства, которого никогда не коснется мирская грязь, не запятнает чистую душу. Почему Чехов писал о несчастной, несбывшейся, неслучившейся любви? Ведь в его отношениях с Ольгой Леонардовной не было каких-либо серьезных сложностей. Еще один вопрос, ответ на который каждый для себя ищет сам. В моем понимании это не несчастная любовь, а ложный путь, неверная цель или проверка судьбы, ведь если людям суждено быть вместе, их ниточки каким-нибудь образом, нам неведомым, переплетутся.

«Дом с мезонином» и опять ангел, опять совершенство…. Почему есть определение «тургеневская девушка», а «чеховской» нет? Ведь образы Антона Павловича ничуть не уступают, а, на мой взгляд, да простит Иван Сергеевич, во многом превосходят по красоте и наполненности. Автор в большинстве произведений не дает описание внешнего облика героинь, может быть, поэтому они такие нежные, хрупкие, словно бестелесные. Это еще один подарок читателю — создать самому в своем воображении этот образ и сохранить его на всю жизнь, как ассоциацию с нравственной чистотой и мечтой, как ассоциацию с небом. В произведении «Дом с мезонином» нам на рассмотрение даны две героини, две сестры Волчаниновы, Лида и Женя. Явственно чувствуется, что автор на стороне Мисюсь. Возможно, она не так умна, как ее старшая сестра, не так убедительна, она не горит желанием спасти весь мир, но душевные качества «маленькой бледной королевы» перетянули чашу весов. В Лидии нет этого обаяния, какой-то детской наивности, нет жизнелюбия, она «жестока в своей деловитости». Пытаясь, стать лучше и полезнее, она теряет свою настоящую, «неслучившуюся» жизнь, и ее образ теряет свою силу в глазах автора и читателя. Еще одна аксиома, еще один урок Антона Павловича — самая благая цель и самые лучшие намерения могут травмировать, сломать жизнь человека, повернуть ее в русло, конец которому — тупик. «Мисюсь, где же ты?» — с болью и горечью «своего одиночества зовет свою любовь» автор.

Чехов в своей жизни лечил и спасал человеческие тела, а после смерти и души. Его творчество напоминает нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И «удел каждого поколения, каждого человека — заново открывать для себя назначение жизни». Писатель мечтал о человеке с молоточком, способном разбудить сознание человека. Для нас этим своеобразным молоточком стали произведения Антона Павловича Чехова, которые вопреки его словам, (а он говорил о том, что через семь лет никто не будет помнить и читать произведения «человека без селезенки»), будут жить вечно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по картине каток для начинающих.
Человек с молоточком (Чехов А. П.)

Categories: Школьные сочинения