Идейно-тематическое содержание. А. А. Фет (настоящая фамилия Шеншин) — русский поэт, прозаик, публицист, переводчик. В историю русской литературы он вошел как один из тончайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова.
Фет — ярчайший представитель поэзии «чистого искусства»;, идейно-эстетического течения в русской поэзии середины XIX века. В основе теории «чистого искусства»; лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление
совершенства классических (античных) форм несовершенству и «грязи»; окружающей действительности. В соответствии с этими положениями тематика лирики Фета несколько ограниченна: он сознательно уходит от так волновавших его современников общественных проблем, избегает реалий «низкого»; быта и всего того, что не относится к сфере «прекрасного»;. «Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, — тех периодических веяний, которые способны исполнить всякого практического деятеля гражданской
скорбью, — писал Фет, определяя свое поэтическое кредо. — Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то жизненные тяготы и заставили нас… по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтоб на мгновенье вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии»;. Таким образом, Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, описания мрачных сторон жизни; ее содержание — наслаждение красотой природы, искусства, воспевание восторга любви и радости творчества. Все это и составляет основные темы его поэзии.
Отсюда вытекает и особая позиция Фета в вопросе о сущности и задачах искусства, отраженная в его стихах, которые можно отнести к теме поэта и поэзии. Ее назначение он видит в том, чтобы
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!
Поэзия призвана, по Фету, снимать с человека гнет земных страстей, звать его от земного в «синеву небес»;, возвышать и окрылять. Лейтмотивом его лирики является тема полета: мечты в его стихах «роятся и летят»;, он чувствует в минуту вдохновенья, как «растут и тотчас в небо унесут»; его «раскинутые крылья»;. Свою поэзию он называет «ласточкой с молниевидным крылом»;. В минуты вдохновения он как бы утрачивает земное тяготение и отдается воле Творца:
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Муза Фета — «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня»;. Она приносит на землю «исцеление от муки»;.
Несомненна связь лирики Фета с романтической линией русской поэзии, с ее мечтой о прекрасном идеале и стремлением оторваться от земли. На новом этапе ее развития Фет подхватывает традиционную романтическую тему «бедности слова»;, начатую в русской литературе еще Жуковским. «О, если б без слова сказаться душой было можно!»; — мечтает поэт. Для него эта тема становится особенно актуальной, потому что в своей поэзии он стремится передать неясные, смутные душевные движения, которые трудно назвать точным словом. Поэзии Фета близки такие состояния души, которые наиболее далеки от рассудка: «грезы»;, «сны»;, «бред неясный»;, «мечты»;, «фантазии»;. Всему этому, как говорит поэт, «нет названья»;. Но в том и состоит, как считает он, основная задача поэзии — суметь выразить эти неясные движения души:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами —
Звуком на душу навей.
В своем поэтическом творчестве Фет исходит из того, что слова неточны, «бессильны»;, «речи незначащи»;, только звуки — природные, музыкальные и поэтические — передают истинное чувство. Вот откуда возникает необыкновенное родство фетовской лирики с музыкой. Его поэзия буквально наполнена «сладкими»; звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу…
«Вечер»;
Это придает совершенное особое звучание даже такой традиционной для поэзии теме, как тема природы. Природа для Фета — средство выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости. Именно в пейзажной лирике проявляется лучше всего основная тональность его поэзии мажорность, настроение душевного подъема:
Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом По листам затрепетало.
Поэта, созерцающего природу, буквально переполняет радость: «Это утро, радость эта…»;. Примечательно то, что такой восторг вызывает у него отнюдь не экзотическая, а вполне обычная, тихая природа: «чудные извивы на коре возле дуба»;, «густая крапива»;, которая «шумит под окном»;. Ни у одного из русских поэтов до Фета не было такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, разнообразных состояний природы. Для фетовских пейзажей характерна особая детализация, конкретность, в которой проявляется необычайная наблюдательность поэта. Среди деревьев у него не только привычные для поэзии дуб, береза, ива, но и пихта, вяз, ракита; среди птиц не только соловей, жаворонок, орел, лебедь, но и лунь, сыч, снегирь. Острота восприятия природы сказывается в лирике Фета в богатстве эпитетов и метафор, передающих разнообразные ароматы («запах медовый»;, «весны душистой нега»;), звуки («полуночные образы стонут»;, «валежник свистал на огне»;), цвета («вдоль сонного озера быстро река \ Бежала змеей золотистой»;, «серебряные слезы»;).
В лирике Фета мир природы гармоничен и красив, противопоставлен житейскому миру «земной, гнетущей злобы»;. «Природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ»;, — отмечал С. Я. Маршак. Но только поэзия, с точки зрения Фета, дарит возможность единения с природой, поэтому при всей конкретности описаний пейзаж у Фета не столько действительный, сколько «кажущийся»;. Он создается с помощью особых приемов, например, описания отражения предмета в воде. При этом отраженное воспроизведение предмета становится более точным и ценным, чем сам предмет:
В этом зеркале под ивой Уловил мой взор ревнивый Сердцу милые черты…
Внешний мир в стихах Фета окрашивается настроением лирического героя, одушевляется и оживляется им, поэтому «травы в рыдании»;, а «цветы глядят с тоской влюбленной»;. Такие образы у современников поэта часто вызывали непонимание и неприязнь, но наиболее чутким ценителям слова позволяли говорить о «лирической дерзости»; Фета (Л. Н. Толстой).
В целом поэтический пейзаж Фета рисует символическую картину живого единства мира: разнообразных связей человека и природы, духовного слияния с ней. Природа представляется ему «всемогущей»; и «бессознательной»; силой, которая спасает человека, дает ему возможность победить саму смерть. Собеседниками поэта становятся звезды, небо, Космос:
Одна звезда меж всеми дышит И так дрожит,
Она лучом алмазным пышет И говорит…
Столь же могучей силой становится в лирике Фета любовь, которая, по мнению поэта, является «зерном и центром, на котором навивается всякая поэтическая нить»;. При этом чувство любви оказывается созвучно неуловимому природному началу. Порой бывает трудно разграничить стихотворения Фета по тематике: так тесно переплетаются у него мотивы любви и природы. Замечательным примером тому служит знаменитое стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»;, самое «фетовское»; из стихотворений поэта, его своеобразный автопортрет, признанный шедевр его лирики. Построенное на одних назывных предложениях, оно не столько рисует предметы и явления, сколько выражает знаки чувств и состояний. Из тонких, причудливых ассоциаций возникает неуловимое движение, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Единство настроения и чувства, которым проникнуто стихотворение, скрепляется мелодическим строем стиха. Чувство это смутно, неотчетливо, и образы, его выражающие, просты до банальности («трели соловья»;), но, вступая в ассоциативные связи, нанизываясь в единый эмоциональный ряд, они выражают общую мысль стихотворения: идею неуловимости красоты природы и любви, невозможности до конца ее понять и выразить. Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой роятся «тени без конца»;, — это некое волшебство, которое окутывает лирического героя, поглощенного любовным переживанием. Отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица»;, которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря.
Любовь в лирике Фета будто вне времени и места, она абстрагирована от конкретных условий, образы лирического героя и его возлюбленной бледны и не индивидуализированы. Это происходит потому, что главный интерес для поэта представляет само чувство, переданное в тончайших оттенках и нюансах. Для лирического героя любовь — это радость, счастье, восторг: «О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!»;, «Счастию сердце легко предается»;. Радостью любви навеяны такие стихотворения, как «Я пришел к тебе с приветом…»;, «Шепот, робкое дыханье…»; и знаменитое, ставшее романсом «На заре ты ее не буди…»;. Возлюбленная поэта прекрасна, как сама природа, с которой она слита неразрывно.
Но драматические события истории любви Фета и Марии Лазич, погибшей во время пожара, разрушили мажорный настрой лирики поэта: любовь оказалась источником страданий и печали. Образы весеннего леса, пушистой вербы, свежего венка, соответствовавшие счастливому состоянию лирического героя, сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы. Образ сгоревшей (в буквальном смысле) любви воплотился в разнообразных вариациях: «Твоя душа, красы твоей звезда, \ Передо мной, умчавшись, загорится»;, «Там человек сгорел!»;. Теперь даже счастливая любовь «отзывается чем-то горьким»;. Но при этом она не теряет своей красоты и притягательной силы. Настоящая любовь, над которой бессильны время и смерть, захватывает все существо поэта. Клятвой верности любви и памяти звучит фетовское стихотворение, ставшее еще одним шедевром русской поэзии, «Сияла ночь. Луной был полон сад…»;:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Так лирика Фета, для которой характерно исследование тончайших переливов душевного чувства, углубляется в художественное изучение бытия человека, находящегося в постоянном общении с природой, любящего, страдающего и верящего в торжество красоты и гармонии.
Глоссарий:
— почему фет считал природу средством исцеления скорбящей души
— тематика произведений фета
— почему фет считал природу средством исцеления
— почему а фет считал природу средством исцеления скорбящей души
— ематика произведений фета
Можно ли без ощущения трагической утраты представить.
Идейно-тематическое содержание произведений Фета
- Сочинение на тему: Фольклорные элементы в поэме М. Ю. Лермнотова «Песня про купца Калашникова»
- Сочинение на тему: Город СИМВОЛИСТОВ — СИМВОЛИЧЕСКИЙ ГОРОД
Categories: Сочинения по литературе