Идея и значение романа Американская трагедия (Драйзер Теодор)

Вершина творчества Драйзера — роман «Американская трагедия». История жизни, любви, преступления, осуждения и смерти типичного американского юноши Клайда Грифитса — история трагическая и в то же время типично американская. Глубокая пропасть лежит между достатком и даже роскошью, которые доступны немногим избранным, и той нищетой материальной и духовной, — в которой обитают миллионы простых граждан Соединенных Штатов.

Это противоречие и определяет специфику национального колорита книги.

Трагическая судьба Клайда Грифитса и Роберты Олден до сегодняшнего дня является наиболее впечатляющим примером того, к чему довольно часто приводят «тщета и бессодержательность» жизни и устремлений простых американских граждан. История взаимоотношений и гибели молодых людей, та пародия на правосудие, которой подвергли Клайда, и сегодня составляют подлинную американскую трагедию, которую с такой силой раскрыл перед читателями Теодор Драйзер. Типичность образа Клайда, как и типичность обстоятельств его короткой жизни, определяются не документальной фактографичностью описаний, не деталями быта, а передачей самого духа описываемой эпохи, тенденций общественного развития и их пагубного влияния на отдельно взятую личность.

Через судьбу Клайда и Роберты писатель сумел раскрыть национальную трагедию своей страны, тлетворное влияние ее идеалов на незрелый ум молодых американцев. По силе изображения характеров, по глубине показа действительности, по широте ее авторского осмысления роман этот по праву считается крупнейшим американским произведением XX века. «Американская трагедия» — это не просто название книги, в этом понятии заключено новое понимание трагического и трагедийного в жизни крупнейшего капиталистического государства.

Клайд Грифите — жертва современной американской мечты, жертва самого американского образа жизни. Десятилетия, прошедшие после написания книги, ничего не изменили в Америке. Наоборот, в новых условиях противоречия, описанные в «Американской трагедии, стали еще глубже, и их тлетворное влияние на американскую молодежь еще более усилилось.

Понимание бесперспективности капиталистического пути развития, моральной деградации буржуазного общества не могло не привести Драйзера в ряды американских коммунистов. Летом 1945 года он официально вступил...


в члены коммунистической партии США. Это был логичный шаг писателя, всем своим творчеством разоблачавшего язвы капитализма, ратовавшего за лучшее будущее для всего человечества.

Теодор Драйзер был неизменным другом нашей страны и советского народа. Накануне десятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции он приехал в Советский Союз и пробыл здесь почти три месяца. Он побывал в Ленинграде и Нижнем Новгороде, Ясной Поляне и в Туле, Киеве и Харькове, Ростове и Кисловодске, Баку и Тифлисе, Батуми и Одессе. Он беседовал с Маяковским, Станиславским, Эйзенштейном, Чи-чериным. Встречался с горняками и артистами, крестьянами и церковнослужителями.

Свои впечатления о нашей стране он описал в книге «Драйзер смотрит на Россию», опубликованной в ноябре 1928 года. «Россия — единственная социальная надежда мира, — писал он в одном из своих писем. — Она сделает и делает для будущего человечества значительно больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые».

В произведениях Драйзера, как в капле воды, отразились общественно исторические противоречия капиталистической Америки, показаны картины американской действительности, раскрыты происходящие в стране процессы. Реализм Драйзера отличается единством документальности и художественности, изображением типических характеров в. типических обстоятельствах при сохранении верности мельчайших деталей. Он создал полнокровные образы людей, населяющих реально существующие американские города, воссоздал их чувства и помыслы, сумел донести до читателей аромат эпохи. Этим определяется непреходящая ценность его лучших книг.

С. Иванько

Источники: