История создания произведений И. А. Бунина — крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреата среди представителей русской литературы — четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. — произведения, написанные в России (из прозы: «Антоновские яблоки»;, «Деревня»;, «Суходол»;, «Иоанн Рыдалец»;, «Чаша жизни»;, «Господин из Сан — Франциско»;, «Братья»;, «Легкое дыхание»;, «Грамматика любви»;, «Сны Чанга»; и др.; из поэзии: «Листопад»;, «На распутье»;, «Последняя
гроза»;, «Ночь»;, «Русская весна»;, «Ландыш»;, «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»; и др.). 1920-1953 г. — годы эмиграции, которые были отмечены большой творческой активностью писателя (из прозы: «Роза Иерихона»;, «Солнечный удар»;, «Митина любовь»;, роман «Жизнь Арсеньева»;, сб. рассказов «Темные аллеи»; и др.; из поэзии: «Радуга»;, «Петух на церковном кресте»;, «Встреча»;, «Опять холодные седые небеса…»; и др.).
Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило единство идейноэстетических позиций
писателя. В отличие от многих соотечественников, оказавшихся за рубежом, Бунин, враждебно встретивший Октябрьскую революцию 1917 г. (свидетельство об этом времени писатель оставил в дневниках «Окаянные дни»;, опубликованных в 1925 г. уже в эмиграции), продолжал писать, не пережив, по сути, какого-либо творческого слома или кризиса. Более того, многие критики считают, что качество и значимость произведений, созданных в эмиграции, выше, чем написанное в дореволюционной России. Но основы мировоззрения писателя, своеобразие его художественного мира сформировались еще в дореволюционный период. Окружающую его эмигрантскую действительность Бунин не принимал (большую часть времени он жил достаточно уединенно в небольшом городке Грас на юге Франции), а в творчестве писатель углубляет и развивает темы и мотивы, характерные для произведений, написанных в России. Теперь его книги вдохновляются памятью о России, которую он покинул и потерял навсегда. «Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, память!»; — отмечал Бунин. Он до конца остался именно русским писателем, который усвоил и продолжил традиции великой русской литературы XIX века: «Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до малейшего корешка чувствую»;, — говорил Бунин.
Другой особенностью творческого пути Бунина является то, что в нем одновременно развивается поэтическая и прозаическая линии. Первый юношеский сборник стихов был опубликован в 1891 г. в Орле (Бунин родился в обедневшей дворянской семье и большую часть детства и юности провел в поместье Озерки Орловской губернии), а в 1893 г. «Русское богатство»; напечатало его рассказ «Деревенский эскиз»; («Танька»;). Много лет спустя Бунин говорил: «Свои стихи… я не отграничиваю от своей прозы»;. Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало.
Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., когда переселился в Москву и сблизился со многими видными писателями (прежде всего А. П. Чеховым и участниками литературного кружка «Среда»; — А. М. Горьким, А. И. Куприным, Л. Н. Андреевым и др.). Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: «Из него большой писатель выйдет»;. Самым ярким талантом своего поколения Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его произведений того периода в возглавляемом им издательстве «Знание»;. Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой общественностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэтический сборник «Листопад»; (1901) и перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»;. В 1909 г. писатель был избран почетным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности.
В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное признание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева»; (1927-1937), самое крупное произведение писателя, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего творчества Бунина стал сборник рассказов «Темные аллеи»; (1944), также связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви.
В последние годы писатель работал над книгами, посвященными писателям, ставшим для него главными духовными и творческими ориентирами в жизни. Это художественно-философский трактат «Освобождение Толстого»; (1937) и неоконченная книга «Чехов»;. Одним из последних слов писателя, обращенных к потомкам, стал рассказ «Бернар»;, который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из него нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что «заслужил право сказать о себе»; как о художнике, исполнившем «свой скромный долг»;. А последнее его стихотворение «Два венка»; рисует уже образ надвигающейся смерти:
Жду нового венка — и помню, что сплетен Из мирта темного он будет:
В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон,
Он навсегда чело мое остудит.
Писателя не стало 7 ноября 1953 года. Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Глоссарий:
- история создания легкое дыхание бунин
- история создания легкое дыхание
- легкое дыхание история создания
- история создания темные аллеи
- бунин деревня история создания
Взаимопомощь аргументы.
История создания произведений И. А. Бунина
Categories: Сочинения по литературе