История создания романа Американская трагедия (Драйзер Теодор)

Прошло уже более полувека с того дня, когда на полках книжных магазинов Соединенных Штатов появился двухтомный роман «Американская трагедия», принадлежащий перу Теодора Драйзера (1871 -1945). Книга эта сразу же стала подлинной литературной и общественной сенсацией, а ее автор — знаменитостью. Американская и европейская литературная критика и читающая публика восприняли роман Драйзера как крупнейшее явление мировой литературы. Всемирно известный английский писатель Герберт Уэллс, прочитав «Американскую трагедию», заявил, что «Драйзер является гением в высшем значении этого слова».

Неумолимое течение времени вносит свои поправки в оценки и суждения о месте того или иного писателя в литературном процессе.

Канули в Лету имена многих писателей — современников Драйзера, имена других вспоминают лишь в сугубо научных трудах по истории литературы. А произведения Драйзера продолжают жить, их читают миллионы новых читателей во многих странах, о них спорят критики и литературоведы. Поднятые в них проблемы не становятся менее актуальными, а нарисованные писателем картины американской жизни не тускнеют от времени. Заслуга Драйзера в том, что он, как отмечала американская критика, умел соизмерять «личный и семейный опыт с социальными потрясениями» эпохи, умел через судьбу Отдельно взятой личности показать судьбу целого класса, отразить реальные проблемы развития американского империализма конца XIX — начала XX века.

В своих романах Драйзер раскрыл разлагающую, тлетворную сущность империализма, обнажил и выставил на всеобщее обозрение лицемерную мораль буржуазного общества,...

разоблачил ее пагубное влияние на человека. Продолжая и развивая реалистические традиции, у истоков которых стоял гигант американской литературы Марк Твен, Драйзер в своих романах не просто изображал американское общество, а дал своеобразный синтез национального опыта Америки, Он первым из американских писателей разглядел и сумел показать в своих книгах, как тонко подметил известный английский критик У. Аллен, «поразительное духовное убожество обитателей американских городов. Персонажи Драйзера, можно сказать, посажены на «голодную диету», их интересует только материальный комфорт, их взаимоотношения сведены к денежным расчетам и животным потребностям».

Известный американский философ и критик Дж. Сантаяна, говоря об американской литературе и искусстве начала века, отмечал, что глубоко укоренившийся в них порок заключался прежде всего в отдалении мысли от реального опыта. Творческая мысль многих писателей питалась не фактами реальной действительности, а общепринятыми мещанскими традициями и условностями.

Источники: