Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь обращаются к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту тяжкую пору.
В этике существует тезис об обязывающем значении смерти: смерть человеческая — это конечная, исчерпывающая проверка личности, перед лицом смерти человек не способен лгать. Такой — конечной исчерпывающей — проверкой стала для всякого народа и каждого российского гражданина Великая Отечественная война.
Повесть
Б. Васильева, в отличие от многих других произведений о войне, написана в мягком, лирическом ключе. О чем эта повесть? О том, как пять девушек под водительством старшины Васкова приняли бой с группой фашистских диверсантов, с шестнадцатью головорезами, вооруженными до зубов. О потрясении, которое пережил разведчик-сибиряк, охотник, старшина Васков, повидавший всякого на своем веку, но никогда не думавший, что рядом с девчонками воевать будет, что столько нечеловеческого, того, что за чертой, эти девчонки выдюжить смогут, что придется одну за другой провожать их в дальнюю, бессрочную дорогу.
И это, как многое другое,
записал Федот Евграфович Васков на счет врагу, который законы человеческие переступил и себя вне закона поставил.
Может показаться, что ситуация эта — за пределами возможного. Но за пределами человеческих возможностей была война, в которой мы тем не менее выстояли и победили. Из столкновения невозможного и реально осуществленного и рождается озарение подвига Великой Отечественной, постигаемого нашей литературой.
Что может быть трагичнее ситуации, когда одна за другой гибнут в неравном бою с диверсантами пять будущих матерей. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил, — говорит Федор Евграфович. — А за что? За десяток фрицев?… Пока война
— понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не смогли?!!» — «Не надо, — отвечает ему смертельно раненная Рита Осянина. — Мы Родину защищали, ее. Не мучь себя».
Тема преемственности, наследования, адресованная поколениям, которые придут в жизнь после войны, органична для повести «А зори здесь тихие…». Какая горечь звучит в словах Васкова: «Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А они по этой ниточке ножом…» Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью — до комка в горле — обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны. И одновременно высветляет, закаляет душу.
Сопереживая муке Васкова, мы скорбим вместе с ним, ужасаемся смерти будущих матерей, поражаемся силе духа, терпению, выносливости и мужеству человеческому.
И ясно понимаем, что твердо знали, ради чего шли на смерть эти девчонки из «ревущих сороковых».
Они защищали Родину!
Этим все сказано.
Нужно ли искусство на войне сочинение 15.3.
Как измеряется героизм (Б. Васильев, «А зори здесь тихие…»)
Categories: Литература