Как написать сочинение ЕГЭ





Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Рекомендации к работе.

На экзамене, прочитав текст, вникнув в его содержание, задумай­тесь над тем, с какой целью он написан автором. Чему он стремится научить читателя, на каких примерах его воспитать? Это поможет вам выявить идею текста.

Проблема в тексте – это вопрос, который по требованию времени или определенного общественного мнения сформировался в поня­тиях людей в связи с какими-то известными им фактами, чаще всего распространенными. Эти факты увидел автор текста, осмыслил их и заявил о них в идее статьи, рассказа или очерка.

Ваша задача – определить идею (авторскую позицию) и проблема­тику текста и подтвердить мысль автора двумя аргументами. Не забудьте о вступлении в 2-3 строки, в которых вы знакомите проверяющего с предметом разговора – с темой текста, об описанных в нем со­бытиях. Причем, этот “предмет разговора” достаточно лишь назвать. Например:

“Вопрос о взаимоотношениях людей, соединенных родственными связями, достаточно интересен” или

“Вопрос об оценке таких личностных качеств человека, как его му­дрость и знания, очень влияет на мнение о нем окружающих”.

Во вступлении вы можете написать, исходя из содержания текста о:

  • раннем взрослении молодого поколения в годы войны;
  • отношении родителей и детей к личности настоящего учителя;
  • роли



    образования и образованности в жизни человека;

  • памятниках как части культурного наследия, завещанного одним поколением другому;
  • необходимости защиты человеком чести и достоинства своих, а также защиты чистоты имени близких;
  • влиянии человека на жизнь природы и о благотворном воздей­ствии природы на человека;
  • необходимости самовоспитания для каждого;
  • ценностях подлинных и мнимых, о их роли в жизни людей и о раз­личиях между ними.

Прочитайте эти фразы.

  • Добрые ростки дадут благодатные результаты (хорошие всходы).
  • Люди, на пути которых встретились… талантливые, с щедрой душой наставники…
  • Ему свойственны такие качества, как жажда к познанию нового, стремление к самосовершенствованию, требовательное отноше­ние к себе и к окружающим…
  • Доброта и внимание, проявленные в отношении кого-то, по от­ношению к кому-то…
  • Проблему данного текста можно представить следующим об­разом…
  • Он живет в мире, который открывает ему самые светлые свои стороны…

Это даже не целые предложения, это их фрагменты (части). В них содержатся устойчивые словосочетания, обороты речи, которыми вы можете воспользоваться, чтобы вставить их в придуманные вами пред­ложения. Это фразы-помощники.

Приступаем к работе над сочинением

Вы пришли на ЕГЭ по русскому языку.

Перед вами текст С, который вы должны обдумать и написать по его содержанию сочинение.

Ваша работа должна состоять из семи частей. Это:

  • краткое вступление,
  • обозначенная проблема,
  • комментарий к проблеме,
  • изложение позиции автора,
  • два аргумента, подтверждающие правильность этой позиции
  • краткий вывод.

В пособии, в сочинениях, эти пункты обозначены абзацами. Начало нового пункта – новый абзац.

Самое трудное для вас

1) увидеть в тексте проблему, решить кото­рую призывает автор,

и

2) определить его, авторскую позицию.

Начало работы – краткое вступление. В этой части сочинения вы пишете о том, что вам известно о предмете, событии, явлении – тех, о которых речь идет в тексте.

Если в тексте освещена тема войны, во вступлении вы в 2-3 пред­ложениях напишете о том, что война – огромное социальное бедствие, которое трагически влияет на судьбу каждого человека.

Если речь идет о такой нравственной категории, как доброта, вы напишете, что доброта окружающих очень помогает людям в жизни. Один человек поддержит другого, попавшего в беду, и своим поступ­ком, и добрым словом, участливым отношением.

Помним: каждому тексту соответствует свое вступление.

Далее. Как находим в тексте проблему? Это самый трудный пункт в работе над сочинением. Помним: проблема – это вопрос, поставлен­ный автором и требующий разрешения. В самом вопросе обозначено противоречие, которое составит смысл проблемы. В вашем сочинении должна быть представлена одна, главная. Реже – две.

Прочитав текст, убеждаемся: автор увидел какое-то противоречие, проблему в жизни и отобразил ее в рассказе, повести, стихотворении и эссе и т.д.

В чем суть проблемы? Противостоят друг другу две стороны: одна утверждает какую-то жизненную истину, другая ее отрицает.

Вы должны увидеть борьбу двух сторон и описать ее, тем самым обозначив проблему.

А быть может, это не борьба, а “долг”, который одна сторона должна “заплатить” другой стороне. И в этом долге – тоже противоречие сто­рон: должен – плати. У молодого поколения долг – защищать родину, уважать родителей, совершенствовать свои профессиональные знания. Долг старшего поколения по отношению к молодым – помогать им состояться в жизни, уделять им возможно большее внимание во всем, учить их житейской мудрости. А если долг плохо исполняется, то обще­ство, законодательство строго спросят с виновника.

Если перед вами текст о значении природы в жизни людей, то про­блема звучит так. Нередко люди забывают, что только природа может дать им жизненно необходимые ресурсы. Человек в своем безответ­ственном отношении к природе губит ее. Вот она, проблема. Человек враждебен среде, которая его взрастила.

В комментарии к проблеме вы напишете о том уроне, тех потерях, которые терпит природа от вмешательства человека; приведете кон­кретные примеры.

Авторская позиция подскажет читателю (вам, выпускники), какое решение проблемы он должен увидеть в тексте.

Проблема “спрашивает”: “Как”? – Как проблему разрешить? Как и кому отдать долг? В чем смысл этого долга?

Авторская позиция “отвечает”: “Вот так”. И подсказывает пути ре­шения проблемы.

При этом автор, излагая свою позицию, всегда учит читателя жи­тейской мудрости, умению выстраивать те обстоятельства, которые помогут человеку в жизни.

В тексте о природе авторская позиция может быть изложена так. Если человек чувствует себя настоящим хозяином на земле, в мире при­роды, он и должен вести себя как хозяин, а не как потребитель. На полях внедрять правильный севооборот, обогащать их удобрениями; при строительстве искусственных водохранилищ рассчитывать не только их пользу для людей, но и неизбежные при этом потери; при вырубке лесов восполнять оголенные площади лесопитомниками.

Автор убедил читателя в правоте своей позиции, а читатель (выпускник) должен подтвердить правоту этой позиции (взгляда, мнения) двумя аргументами. Первый – пример из художественной литературы; второй пример – это описанные учеником собственные наблюдения, а также впечатления об окружающей действительности.

Вывод – это итог размышлений экзаменуемого по данной теме. Вы должны убедительно и весомо изложить его в окончании работы в 1-4 предложениях, при этом обозначив собственное видение про­блемы.

Глоссарий:

  • два случая между ними срок долгий почти жизнь сочинение егэ
  • два случая между ними срок долгий
  • два случая между ними срок долгий почти жизнь сочинение




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Какой должна быть школьная перемена и почему.

Как написать сочинение ЕГЭ

Categories: Определения