Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно,

что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.
Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приемы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе дает яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более легкий путь — задумал породниться с большим человеком,

почти министром. Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упреков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:
И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)
И отставке Репетилов живет так же привольно, как и Фамусов, правда, отдается развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуемной энергии этого героя:
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трех разом!
Пил мертвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)
Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.
Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразерство. Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:
А наши старички?? — Как их возьмет задор,
Засудят о делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ник чему,
Поспорят, пошумят и… разойдутся. (II,5)
Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном — либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поет, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж. Г. Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят
И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)
Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!
Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьезным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.
Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:
Ругай меня, я сам кляну свое рожденье,
Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)
«Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал свое нынешнее житье-бытье — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчеркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:
Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),
А Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:
…славно пишет, переводит. (II,5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьезными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу… водевили (IV, 4).
Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит. д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:
Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига… (IV, 4)
При этом оба ездят на балы. Еще пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:
Куда теперь направить путь?
А дело уж идет к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь. (IV, 9)
Чацкий, оскорбленный клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.
Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создает яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т. д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своем отзыве о «Горе от ума».
Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберег для главного героя и через такой прием раскрыл свое отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчеркивает серьезность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всем на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т. д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Картина баулин храм покрова на нерли.
Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?

Categories: Литература