Краткое содержание “Царь – рыба” Астафьева В. П





Повествование в рассказах “Царь-рыба” и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые “Царь-рыба” была опубликована в книге “Мальчик в белой рубахе”, вышедшей в издательстве “Молодая гвардия” в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах “Царь-рыба”В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.
***
В рассказе “Царь-рыба” на первый взгляд не совершается ничего сверхъестественного. Но за всем повествованием стоят загадочные и стихийные силы природы, так и не прокорившиеся человеку. Происходит противостояние человека, “всей природы царя”, и “царя реки”. v
Рассказ “Царь-рыба” входит в одноименную книгу повесткований, рассказывающих о судьбах простых русских людей. Во многом книга и рассказ автобиографичны: Астафьев родился и вырос в сибирской, деревне, рано лишился матери. С детства писатель сроднился с природой, был заядлым рыбаком.
Действие рассказа происходит в сибирском поселке Чуш, на реке Опа-рихе, впадающей в Енисей. Главный герой – Зиновий Игнатьич Утро-бин – работал на пилораме наладчиком пил и станков. Игнатьич (так в поселке Чуш его “вежливо и чуть заискивающе” называли) любил рыбачить, как, впрочем, и все поселковые мужики. Он был очень аккуратным, носил стрижку “под бокс”, “руки у него были без трещин и царапин”. Игнатьич “пил



с умом”, отчего лицо у него было “цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках”. Главный герой показан благополучным, вежливым, учтивым, щедрым человеком. За ремонт лодок со своих односельчан он материальной благодарности не принимал, а Только просил их заботиться о своих лодках, аккуратно обращаться с мотором.
Рыбу Игнатьич ловил “лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось”. Ему никго не завидовал, кроме его младшего брата – Коммандора. Дом у старшего Утробина был “лучший в поселке”: небольшой, красивый, с верандочкой, с резными наличниками, с весело выкрашенными ставенками, с палисадничком под окнами. В палисаднике у хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и “неизвестные здешнему народу шаровидные цветы”. Цветы эти привезла из Киргизии, посадила и “приучила расти в суровом чушанском климате” жена Зиновия. Она работала бухгалтером на одном предприятии с мужем. Сам Игнатьич слыл богатым человеком: работница сберкассы проговорилась, что у него на сберкнижке лежит “семьдесят тысяч старыми”.
По словам автора, улов на рыбалке Игнатьичу доставался отменный: стерлядь “самая отборная”, весом не менее килограмма. Посельчане удивлялись везению и сноровке Зиновия, даже подозревали, что знает он ка-кое-то колдовское слово.
Младший брат Коммандор был с Игнатьичем в ссоре, завидовал ему во всем, был упрям. Жена Коммандора корила мужа, просила одуматься: “…Совсем выволчился! Мало тебе дочери, кровинки! Брата родного свести со свету готов!” (У младшего брата Утробина погибла любимая дочь Тайка – попала под машину, управляемую пьяным водителем. С тех пор и без этого недобрый Коммандор стал еще злее и жестче).
Игнатьич частенько браконьерил: боялся рыбнадзора, но продолжал незаконно рыбачить. Незавидная доля была у браконьера, рисковая: “возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора…”. Но не рыбачить он не мог, так как любил рыбалку и реку больше жизни. А у того, кто всю жизнь прожил на реке, появляется со временем непреодолимая черта, азарт, который требует “взять рыбу, и только”. В этих описаниях отразилась любовь самого автора к рыбалке. Астафьев говорит о рыбе, словно о человеке: “уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда…”.
Кульминационный момент рассказа – борьба Игнатьича с “царь-ры-бой”. Наловив отборных стерлядей, он уже планировал возвращаться домой, как невидимая рыбина “заявила о себе”. С первого раза рыбаку не удалось вытянуть рыбу: “…она давила, давила вниз с тупым, непоколебимым упрямством”. По всем “повадкам” рыбины Игнатьич догадался, что это был осетр. Рыбак увидел свою добычу, его восхитили величие и красота рыбы.
Рыба и рыбак продолжают бороться: рыба тянет в воду, рыбак – к себе, в лодку. Хоть и чувствует Игнатьич страх, охвативший его во время этого поединка на воде в темноте, однако он пытается шутить, разговаривает с собой, мечтает, что сможет получить, если поборет осетра, у которого, наверное, икры “ведра два”. А вдруг придется делиться икрой с кем-то? Старший Утробин ловит себя на мысли, что жадность ломает, корежит человека, раздирает на части.
Борьба рыбака с осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не собирались сдаваться. Игнатьич старался говорить вслух, борясь таким образом со страхом и отчаяньем. Он не хотел упускать такого осетра, ведь царь-рыба, как называют крупных, икристых рыб рыбаки, “попадается раз в жизни, да и то не всякому”. Игнатьич чувствовал какое-то знамение в этом улове, какую-то особенность, выпавшую именно ему.
Осетр тянет Зиновия в воду, тот сам неожиданно попадается на крючок. Его зацепило, и он начал тонуть. “Так вот оно как, на войне-то…” – думает рыбак. Много пронеслось мыслей: о смерти, о войне, рыбак почти уже смирился со смертью. Подумал, что путь ему – в ад, “у райских врат стучаться бесполезно…”.
Но Игнатьич был напористым, смелым, жизнелюбивым, как и его добыча – царь-рыба. Он сумел выплыть из воды в лодку, хотя и был ранен. “…И рыба, и человек слабели, истекали кровью”. Он думал о том, почему скрестились их пути, пути “реки царя и всей природы царя – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть”. Во время борьбы с царь-рыбой на Игнатьича нахлынули воспоминания о своем прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, “подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти”, с выщипанными мелкой рыбешкой ресницами, обсосанными той же рыбой веками…”
Рыбак представил себя на месте этого утопленника, “завизжал… и принялся дубасить рыбину по башке… принялся уговаривать рыбу скорее умереть”, чтобы самому остаться в живых. Но рыба не слушалась, оказалась она не менее упрямая, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо, продолжая вспоминать. Вспомнил покос на Фетисовой речке и почувствовал рядом осетра, “рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом. Что-то женское было в этой бережности, в желании согреть, сохранить в себе зародившуюся жизнь”. И у рыбака вдруг мелькнула догадка: “Да уж не оборотень ли это?”
Игнатьич продолжает вспоминать: свое детство, школу – четыре класса. Вспомнил, что, сидя на уроках, представлял себя на реке, думал о ней, о рыбалке, о рыбе. Размышлял, что долго не мог удержаться на месте: был и председателем школьного родительского комитета, и депутатом поселкового совета, и народным дружинником. Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. “Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи”, – сожалеет рыбак.
Всю свою жизнь он не мог простить себе, как обошелся с Глашкой Куклиной. Девушка, по-видимому, нравилась Зиновию Утробину. Но пришедшие на чушанскую лесопилку трудармейцы, особенно командир – “тонкий да звонкий лейтенантик”, овладели девичьим слухом. По поселку поползли слухи,’дошли они и до Зиновия. Мужики научили Утробина, как рассчитаться с “изменщицей” Глашкой: прижать, зацеловать, затискать, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд: байковые штанишки, крашенные домодельной краской, с разномастными, колотыми пуговицами, он остановился. “…Поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду”. С тех пор между Глашкой и Зиновием легла вражда.
По окончании службы в Киргизии Зиновий вернулся домой, в поселок Чуш, вместе с женой. Глаша вышла замуж за тихого, приезжего мужика – счетовода. Женщина вежливо здоровалась, но рыбак понимал: Глаша не забыла обиды. Зиновий мучился, раскаивался. Будучи еще на службе, написал Глаше письмо с извйнениями, но ответа так и не получил. В первый вечер после приезда он подкараулил ее, решил лично извиниться, на что женщина ему ответила: “Пусть вас Бог простит…”.
И теперь, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич думал, что пришло возмездие, потому что никакое злодейство бесследно не проходит. Он стал неистово кричать в темноту: “Прости, Глаша! Прости!” Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушла в воду, на дно. Рыбак отпустил добычу: “Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь!..” И вдруг Игнатьичу стало легче – и физически, и душевно…
***
Рассказ “Царь-рыба” является, во-первых, ярким и самобытным рассказом-свидетельством огромной любви сибирского мужика Игнатьича (и автора тоже) к родной сибирской природе. Вторая и основная мысль произведения – о том, как важно для человека сохранить совесть и порядочность, иметь мужество признать свои ошибки, искренне раскаяться в них и попросить прощения – не напоказ, а перед самим собой и этой темной рекой, перед лицом чистой и неподкупной родной природы.





1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Что характерно для есенинского стиля.

Краткое содержание “Царь – рыба” Астафьева В. П

Categories: Краткие изложения