Краткое содержание поэмы “Корсар” Байрона Д. Г. по главам (песням)

Песнь первая
На острове пируют пираты. Их царство – “над пенной, бесконечною волной”. Их радость – буря, схватка. Они не знают страха, им скучна смерть, потому что у пиратов смерть быстрая, “с нами души рвут мгновенно связь”, как поется в пиратской песне. Вожак пиратов – Конрад.
Он скуп на речи – знает лишь приказ,
Рука тверда, остер и зорок глаз;
Он их пирам веселья не дарит.
Конрад ведет себя, словно праведник, – воздерживается от роскошной пищи, “враг чувственного – он суров и прост”. Конрад пользуется у пиратов непререкаемым авторитетом, ни один человек не осмеливается не только оспаривать распоряжения Корсара, но и беспокоить того без веской причины.
Вдали пираты замечают корабль. Скоро выясняется, что это их, пиратский, бриг под кроваво-красным флагом. Прибывшие принесли радостные вести. Давнишний шпион Корсара, Грек, пишет, что появилась прекрасная возможность ограбить флот турецкого паши. Прочитав послание Грека, Конрад принимает решение немедленно выступать в путь. Он приказывает проверить и подготовить к бою свое оружие. Никто не смеет спорить с Вожаком.
Он тайною отъединен от всех,
В диковину и вздох его и смех,
А имя “Конрад” превращает в мелЗагар любого, кто свиреп и смел.
Властитель душ, искуснейший стратег,
Он, ужасая, восхищает тех,
Кто страшен, – славословящих

его…
Блеск мастерства – удачливость – успех, –
И, властный, он силен безвольем всех.
Диктует он – а подвиги их рукВсе чтут вокруг в числе его заслуг.
Конрад не всегда был беспощадным пиратом. В прошлом лежит причина его теперешней злобы на весь мир.
Был мудр, но свет считал его тупымИ портил обучением своим;
Был слишком горд, чтоб жизнь влачить, смирясь,
И слишком тверд, чтоб пасть пред сильным в грязь…
Внушая страх, оболган с юных лет,
Стал другом Злобе, а Смиренью – нет…
Он ненависть питал – но к тем сердцам,
Где ненависть с холопством пополам;
Его, от всех стоящего вдали, И дружба и презренье обошли:
Дивясь ему, его страшились дел,
Ho унижать его никто не смел.
Однако Конрад подвержен одной искренней страсти – Любви. Конрад счастливо и взаимно любит Медору, не обращает внимания на прекрасных пленниц, которых множество на острове пиратов. Теперь, перед опасным походом, Конрад собирается попрощаться с любимой, отправляется в ее замок. Подходя к комнате Медоры, Конрад слышит звуки грустной песни. Девушка поет о своей любви к нему, о любви, которая не знает покоя, потому что влюбленные постоянно должны расставаться, а Медора живет в вечном страхе за жизнь Конрада. Медора мечтает о том дне, когда “покой нас в мирный дом введет”. Медора задается вопросом, почему так жесток к людям ее нежный возлюбленный. Конрад объявляет Медоре, что “должен вновь уйти в недолгий путь”. Медора расстраивается, она приглашает Конрада хотя бы разделить с ней праздничную трапезу, которую она готовила, надеясь, что он приедет к ней. Ho Конрад не может остаться. Он слышит сигнал пушки: пора выступать. Конрад уходит, “коснувшись поцелуем лба”. Оставшись одна, Медора дает волю слезам.
Конрад возвращается на корабль. “Истый вождь скорей погибнет вдруг, чем честь уронит из-за женских мук”. Он снова становится решительным командиром, раздает приказы, распоряжается, чтобы товарищи ждали их обратно на победный пир через три дня. Конрад разворачивает морские карты, сверяясь с ними смотрит в подзорную трубу, замечает турецкий галерный флот. Он невозмутим; он спокойно призывает товарищей начинать резню.
Песнь вторая
“Устроил пир в честь будущих побед Сеид-паша”. Он намерен победить пиратов и захватить морских разбойников в плен, а затем поделить между своими людьми богатую добычу. Под знаменем Сеида собралось очень много мусульман. К Сеиду-паше приводят дервиша, беглеца с пиратского судна. Это переодетый Конрад. Сеид-паша принимается допрашивать его. Ho дервиш словно тянет время. “Никчемный я шпион: лишь на побег был взор мой устремлен”, – заявляет он. По словам дервиша, пираты глупы и беспечны: ведь проспал же стражни – бегство дервиша, значит проспит и “непобедимый флот” паши. Сеид-паша распоряжается накормить дервиша, но тот ничего не ест, объясняя, что таков его обет, что если он начнет вкушать радости жизни, то Пророк “преградит его путь в Мекку”. Однако со стороны кажется, что “для тех, кто был так долго осужден на пост и труд, себя вел странно он”. В этот момент пираты нападают на турок, застают их врасплох и обращают в бегство. Конрад сбрасывает одежды дервиша и предстает “всадником, несущимся сквозь дым”, “как Африт – демон зла”. Конрад бьется героически, сам паша отступает, забыв про свой гарем. Конрад запрещает обижать женщин: “Мы убивать и гибнуть рождены, но нежный пол всегда щадить должны!” Сам Конрад уводит прочь украшение гарема паши, Гюльнар. Сеид-паша видит, что пиратов мало. Ему стыдно, что такой небольшой отряд сумел сломить его волю, и он отдает приказ атаковать. Мусульман намного больше, и скоро отряд пиратов почти весь перебит, только нескольким удается бежать. Конрад схвачен в плен.
Гюльнар спрятана Конрадом в безопасном месте. Она задумывается, почему ей “грабитель, весь в крови, нежней казался, чем Сеид в любви”. Она понимает, что Сеид спасал только себя, а незнакомый пират позаботился в первую очередь о слабых женщинах. Сеид-паша решает казнить Конрада мучительной казнью – посадить на кол, а до утра заключить в тюрьму. Конрад “побежден, одинок, но в грудь сумела воля мужество вдохнуть”. Закованный в кандалы, узник держится достойно.
Ночью к Конраду пробирается Гюльнар. Она благодарит его за спасение. He в ее силах спасти жизнь благородного пирата, но она обещает с помощью женских чар повлиять на Сеид-пашу и оттянуть казнь хотя бы на день. Конрад рассказывает Гюльнар о своей Медоре, об их взаимной любви, о том, что не боится смерти, но боится доставить горе любимой. Он спрашивает Гюльнар, любит ли она Сеид-пашу. Ta отвечает отрицательно: “Придет, уйдет – равно не нужен мне, он близко, но не в сердце, а вовне… И я раба, боюсь судьбы иной, что хуже рабства – стать его женой”. Перед уходом Гюльнар прижимается к кандалам Конрада, плачет, ее слезы, словно алмазы, остаются на железе цепей.
Песнь третья
Автор любуется картиной заката над греческими островами. Его сердце навек отдано Афинам.
К Медоре приходят пираты, чудом оставшиеся в живых, рассказывают девушке, что Конрад в плену. Медора принимает удар сдержанно, без слез и криков.
Была в ней, кроткой, эта благодать –
Терпеть, смягчать, надеяться и ждать.
Узнав подробности пленения Конрада, Медора падает без чувств. Друзья Конрада спешат позаботиться о ней, а затем рассказывают о случившемся Ансельмо, остававшемуся на острове вместо Конрада. Ансельмо принимает решение идти вызволять Конрада из плена, а если он уже убит, отомстить за него.
Гюльнар пытается смягчить пашу, уговорить его, убедить в том, что если он не казнит Конрада, то только выиграет. Он узнает, где несметные сокровища пиратов и завладеет ими. Ho паша непреклонен. Его не интересуют сокровища: “Час мук его с богатством несравним! В цепях Корсар, и властен я над ним”. Паша соглашается отложить казнь на день, но только затем, чтобы у него было больше времени, чтобы придумать более изощренную казнь. Он унижает Гюльнар, подозревая, то та неспроста заступается за пленного пирата (он видел, как Конрад нес Гюльнар на руках с места боя):
Эй, женщина двуличная! Услышь:
Он смертен не один. И слово лишь –
И ты…
Гюльнар понимает, что всего лишь вещь в руках своего господина, что Сеид-паша не любит ее. Ho сама она теперь знает, что такое любовь, и ради любимого не остановится ни перед чем. В полночь она, подкупив стражника, приходит к Корсару, уговаривает его убить пашу (для чего приносит ему нож) и вместе спастись. Конрад снова отказывается – его оружие меч, а не нож, он не привык нападать ночью из-за угла. Кроме того, Конрад понимает, что в принципе заслужил казнь, потому что много нагрешил. Конрад призывает Гюльнар быть счастливой, оставить его, не омрачать свою жизнь убийством. Гюльнар называет пашу источником зла, проклятым тираном, объясняет, что ее благополучие во дворце паши призрачно: “Мне жизнь спасает похоть старика, когда ж устанет он от женских чар, мешок со мною море примет в дар”. Девушка не хочет жить без Конрада, поэтому она решает сама убить ненавистного пашу. Если же она не сумеет сделать этого, то поутру умрет вместе с Конрадом на эшафоте. Гюльнар уходит. Конрад замечает, что дверь его темницы не заперта. Подхватив кандалы, чтоб не звенели, Конрад идет по ночному дворцу. Он видит Гюльнар, надеется, что она не решилась на убийство. Девушка оборачивается, и Корсар видит “на лбу ее – одно несмытое, забытое пятно – кровавый след, знакомый с юных лет, – клеймо убийства, преступленья след”. Конрад видел в жизни множество убийств, но ни одно из них так не задело его души, как это. Ему кажется, что “кровавый след, преступный ручеек смыл красоту со смуглых женских щек”. Гюльнар объявляет Конраду, что его ждет корабль, что она собрала отряд верных людей, готовых обеспечить ей и ее любимому безопасность. Тайным ходом Гюльнар выводит Конрада на берег моря. Во время плавания Гюльнар замечает, что “как приговор его пустой, оледенелый взор”. Гюльнар плачет, твердит, что Бог не простит ее, но Конрад должен простить, ведь она совершила преступление ради него, отказавшись тем самым и от спокойной земной жизни, и от рая небесного. Ho Конрад не винит ее, он скорее бросает упреки себе. Навстречу им плывет корабль под кроваво-красным флагом. Это Ансельмо и его товарищи спешат на выручку своему предводителю. Немного посокрушавшись, что операция по его освобождению не удалась (потому что Конрад уже освобожден Гюльнар), все радостно пускаются в обратный путь. Если бы Гюльнар рассказала о том, как спасла Корсара, пираты выбрали бы ее царицей, но она молчит. Конрад полон “враждой к делам, сочувствием к слезам”. Он знает, что Небо покарает Гюльнар, но сам жалеет девушку. Конрад обнимает свою спасительницу, целует ее. Он знает, что даже Медора, “чья душа чиста, простила б сопряженные уста – здесь Слабость поцелуй украла, здесь Любовь дыханье отдала”.
Корабль подплывает к острову. Конрад удивлен: он не видит в окне Медоры света. Он поднимается в се комнаты и видит, что его любимая мертва. Конрад понимает, что это кара небес за его прегрешения. Единственное существо, которое он любил на свете, теперь навсегда разлучено с ним. Медора, конечно, попадет в рай, а много грешивший Конрад в рай не попадет. Корсар потрясен. Он не может вымолвить ни слова, только рыдает в одиночестве.
Утром Ансельмо входит в комнату Медоры. Ho Вождь исчез. Его искали, но не нашли на всем острове. С тех пор о Конраде не было никаких известий, никто не знал, жив ли он, или “с горем – погребен”. Медоре поставили памятник, а Конраду – нет (поскольку он, может быть, жив). Слава же его живет в веках.
Одною добродетелью был он –
И тысячью пороков наделен…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Целеустремленность 15.3.
Краткое содержание поэмы “Корсар” Байрона Д. Г. по главам (песням)

Categories: Краткие изложения