Краткое содержание романа Отцы и дети в сокращении (Тургенев И. С.)

20 мая 1859 года. Сорокатрехлетний помещик, Николай Петрович Кирсанов, выглядевший значительно старше своих лет, пребывая в состоянии сильного волнения, ждал на постоялом дворе Аркадия, своего сына, совсем недавно окончившего университет. Николаю Петровичу, являющемуся генеральским сыном, построить военную карьеру не удалось по той причине, что в молодости он повредил ногу и на всю жизнь остался «хроменьким».

Женился Николай Петрович в относительно раннем возрасте на дочери небогатого государственного служащего. Совместная жизнь супругов

была счастливой. К глубочайшему сожалению, супруга скончалась в 1847 году. Всю свою любовь и старания Николай Петрович направил на воспитание сына; проживал с ним в Петербурге, где пытался поддерживать хорошие отношения с друзьями Аркадия, студентами. Не так давно Николай Петрович стал заниматься усовершенствованием своих владений.

Следует наступление столь долгожданной встречи. Аркадий является в сопровождении высокого молодого человека, отличающегося малопривлекательной внешностью и чрезмерной самоуверенностью. Товарищ Аркадия был начинающим врачом, принявшим приглашение погостить у семьи Кирсановых.

Представился он как Евгений Васильевич Базаров. Общение отца с сыном в первые минуты кажется не особо гладким. Николай Петрович стесняется присутствия Фенечки, молодой женщины, которая находится на его содержании и воспитывает их общего ребенка. Аркадий с нисхождением, которое доставляет отцу весьма неприятные ощущения, пытается исправить возникшее неудобство. В доме приезжих ожидает Павел Петрович, старший брат Николая Петровича. Уже с порога Павел Петрович и Базаров испытывают неприязнь по отношению друг к другу. Дворовые ребята и слуги же с удовольствием подчиняются гостю, в то время как он почти не обращает на низ своего внимания.

На следующий день случается перебранка гостя и Павла Петровича, зачинщиком которой выступает Кирсанов-старший. Гость не желает спорить, но все же проходится по основным элементам своих убеждений. По его мнению, люди стремятся к реализации поставленной ими цели потому, что переживают разнообразные «ощущения» и желают извлечь из чего-либо «пользу». Он также утверждает, что химия является предметом более важным, чем любой вид искусства, а в научной деятельности важнее получение практического результата. Гордится он и отсутствием у него «художественного смысла» и замечает, что индивидуализация психология бессмысленна: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Базаров как ставит под сомнение, так и отрицает абсолютно все «постановления в современном нашем быту». Свои индивидуальные качества он ставит на первый план, но следует отметить, что своему поколению он не спешит отводить роль созидательного характера: «сперва надо место расчистить». Павел Петрович же убежден в том, что «нигилизм» Базарова, так заинтересовавший Аркадия, его племянника, это всего лишь наглая и необоснованная ересь, существующая «в пустоте».

Аркадий, пытаясь замять образовавшееся раздражение, повествует товарищу историю жизни дядюшки. Тот был образцовым и перспективным офицером, кумиром женщин до того момента, пока не познакомился с дамой из высшего свята княгиней Р*. Возникшая страсть просто перевернула все внутри Павла Петровича. Когда их отношения подошли к концу, героя настиг тяжелый моральный кризис. От прошедшего у него осталось лишь умение изысканно носить костюм, манерность и предпочтение всего английского.

Убеждения и нравы Базарова до такой степени не дают покоя Павлу Петровичу, что он решает снова вступить в полемику с гостем, Базаров же высокомерно рушит все «силлогизмы» оппонента, направленные на защиту традиционных укладов. Николай Петрович пытается устранить погасить конфликт, хотя так же, как и брат, не может принять радикализм Базарова. Он пытается убедить себя в том, что они с Павлом Петровичем уже давно не идут в ногу со временем.

Молодежь уезжает в город уездного типа, где происходит их встреча с «учеником» Базарова, сыном откупщика, Ситниковым. Ситников вместе с приезжими направляется в гости к «эмансипированной» мадам Кукушкиной. Ситников с Кукушкиной примыкают к числу тех «прогрессистов», которые не считаются ни с какими авторитетами, смело пропагандируя моду на свободу мысли. Они, абсолютно ничего из себя не представляя и не имея каких-либо способностей, умудряются в собственном «нигилизме» оставить далеко за собой и Кирсанова-младшего, и его уважаемого друга. Базаров своего «ученичка» откровенно не терпит, а у Кукушкиной его привлекает «больше шампанское».

Кирсанов-младший представляет своего товарища Одинцовой, молодой, симпатичной и состоятельной вдове. С первых минут знакомства Базаров начинает испытывать интерес к ее персоне. Причем эту заинтересованность нельзя назвать платонической. Базаров с присущей ему циничностью говорит товарищу: «Пожива есть…».

Аркадий ощущает свою влюбленность в Одинцову, но его чувства являются ложными по сравнению с тем, что испытывает Базаров. Симпатия между Базаровым и Одинцовой оказывается взаимной. Вдова приглашает приезжих погостить в ее доме.

Одинцова представляет гостям свою младшую сестру Катю, которая предстает перед героями весьма замкнутой. Базаров так же чувствует себя неловко: в незнакомом ему ранее месте он становится раздраженным и «глядит сердито». Аркадию тоже некомфортно, он пытается найти утешение в Катином обществе.

Возникшее между Базаровым и Анной Андреевной чувство является абсолютно чем-то противоестественным для героя. Он, которому на протяжении многих лет были чужды любые проявления романтизма, вдруг понимает, что «нашел романтику в самом себе». Следует признание нигилиста в своих чувствах к Одинцовой. Женщина, находясь в объятиях Базарова, понимает: «спокойствие […] лучше всего на свете».

Базаров, не желая становиться заложником своих чувств, отправляется в отчий дом. Его отец, уездный лекарь, проживает недалеко от имения Одинцовой. Вдова даже не пытается удержать покидающего ее дом гостя. Находясь в пути, Евгений Васильевич делает выводы, касающиеся всего произошедшего: «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Родители Базарова никак не могут наглядеться на сыночка, в то время как «Енюша» лишь мается от скуки в их окружении. Спустя несколько дней он, покинув отчий дом, возвращается к Кирсановым.

Мучаясь жарой и скукой, Евгений Васильевич переключается на Фенечку и, застав ее в одиночестве, жарко целует девушку. Неожиданным свидетелем случившегося становится Кирсанов-старший, дико возмущенный поведением «этого волосатого». Его негодование возрастает еще и по тому поводу, что он считает Фенечку похожей на княгиню Р*.

Придерживаясь своих нравственных принципов, Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Пребывая в неловком положении и осознавая всю противоречивость своих действий, Базаров принимает вызов противника: «с теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое».

Базарову удается причинить Кирсанову-старшему легкое ранение. Первую помощь оппоненту оказывает он же. Павел Петрович старается держаться молодцом, даже подшучивает над собой. При этом оба героя испытывают значительные неудобства. Николай Петрович, лишенный объяснения всему происходящему, поступает поистине благородно, оправдывая поведение обоих мужчин.

Одним из последствий «битвы» становится то, что Кирсанов-старший, поначалу выступавший против заключения брака между Николаем Петровичем и Фенечкой, теперь самолично пытается подтолкнуть брата к свершению этого поступка.

Отношения Аркадия и Кати выходят на новый уровень: между ними устанавливаются гармония и взаимопонимание. Катя со свойственной ей проницательностью замечает: Базаров — человек не их круга, ибо «он хищный, а мы с вами ручные».

Осознав, что интерес Одинцовой вовсе охладел и надеяться больше не на что, Базаров, переступив через свои чувства, решает расстаться с возлюбленной и Аркадием. Перед своим отъездом он говорит бывшему другу: «Ты славный малый, но все-таки мякенький, либеральный барич…». Аркадия огорчают его слова, но в довольно скором времени он успокаивается, пребывая в обществе Кати, признается ей в своих любовных чувствах и тут же убеждается в том, что чувства взаимны.

Базаров же снова возвращается в родительское имение, где пытается отвлечься от своих переживаний, углубившись в рабочую обстановку, но через пару дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Он пытается вести беседу с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в них не находит. Правда и мужики считают Базарова кем-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе больного, перенесшего тиф, Базаров ранит себе палец, в результате чего у него происходит заражение крови. По прошествии нескольких суток он сообщает отцу, что жить ему осталось совсем недолго.

Перед своим уходом Базаров просит Одинцову навестить его. Он снова говорит ей о своих чувствах и признается в том, что все его надменные мысли так же, как и любовь, пошли прахом. «А теперь главная задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С огромным сожалением он отмечает, что не требуется России: «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…».

В момент причащения Базарова, на котором настояли его родители, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Прошло полгода. В деревенской церквушке производится венчание двух пар: Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. Все находятся в хорошем расположении духа, но в этом довольстве ощущается что-то неестественное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Через некоторое время Аркадий проявляет себя в качестве образцового отца и хозяина: с его усилиями имение становится очень прибыльным. Николай Петрович берет на себя заботы мирового посредника и старательно трудится на общественных началах. Кирсанов-старший коротает свои дни в Дрездене, все также обладает джентельменским лоском, но «жить ему тяжело».

Кукшина проживает в Гейдельберге и проводит свое время в студенческой среде; увлекается архитектурой, благодаря которой открыла для себя новые закономерности. Ситников связал свою жизнь с княжной, которая безжалостно им помыкает, и, по его рассказам, развивает «дело» Базарова, публикуя свои «произведения» в малоизвестном и темном периодическом издании.

На могилу к Базарову часто приходят его старенькие родители помолиться за упокой души дорогого сыночка. Цветы на могилке отражают абсолютное спокойствие и «равнодушие» природы; а также олицетворяют вечное примирение и бесконечность бытия…

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Дано мне тело мандельштам анализ стихотворения.
Краткое содержание романа Отцы и дети в сокращении (Тургенев И. С.)

Categories: Школьные сочинения