Лирика любви A. A. Блока и A. A. Ахматовой

Из стихов о любви, пронизывающих века, можно составить своеобразную энциклопедию человеческого сердца. Значительной частью в нее войдет русская любовная лирика. Чаще всего она рождалась из непосредственно пережитого чувства, в результате глубоко интимных переживаний, когда личная драма становилась предметом высокого искусства. Адресаты лирики русских поэтов стали для нас неотделимы от их творчества, они заслужили нашу благодарность за то, что были вдохновительницами великих строк любви. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество

наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать.
В своем сочинении я расскажу о моих любимых стихах о любви двух поэтов XX столетия: Александра Блока и Анны Ахматовой. Каждый из них вписал золотые страницы в любовную лирику, рассказав о сердечной боли, о страданиях любви отвергнутой, разрушенной предрассудками, а также и о любви счастливой, преодолевшей многие преграды на своем пути.
Любовь поэта… У Блока она была целомудренно-прекрасна, светла и трагична, озарена надеждой, родниковой чистотой и верой. Поэзия Блока начиналась

со «Стихов о Прекрасной Даме». В жизни сердца, в любви, огромной, как мир, и священной, как религия, искал юный поэт высокого и значительного смысла жизни. Порыв к идеальному, стремление в реальных вещах угадать тайны мироздания — таковы основные мотивы ранней лирики Блока. Мир Прекрасной Дамы, вечной женственности, гармонической сущности жизни оказывается, ожидаемым, желанным и недостижимым. На создание цикла этих стихотворений Блока вдохновила любовь к Л. Д. Менделеевой. В любви Блока к этой девушке расхождение реального и идеального чувства приводит к трагедии. В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате…» (1902) отказ от мечты стал условием любви, но «уход» от «утонченной мечты» оказывается для лирического героя Блока потерей, разрушением любви. Мир Прекрасной Дамы не мог быть вечным хранителем поэта, потому что Блок был исполнен романтического максимализма. Но действительность властно заявила о себе, и замкнутый мир мечты Блока оказался разрушенным. Так появляется «Незнакомка» (1906) — одно из наиболее популярных и любимых стихотворений Блока. Оно входит в цикл «Город», в котором с такой пронзительной ясностью прозвучала тема «черного города», враждебного счастью и красоте человека. Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Среди завсегдатаев ресторана пленительным видением возникает таинственный образ девушки:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Незнакомка, загадочная, таинственная, — это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают. Лирический герой «пригвожден к трактирной стойке», так же, как героиня стихотворения «На железной дороге» раздавлена «любовью, грязью иль колесами», он раздавлен бездуховной реальностью жизни.
Вершиной мировой поэзии является блоковское «О доблестях, о подвигах, о славе…» Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине, оно исполнено муками сердца. В нем показана трагическая любовь:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
В этом стихотворении нет ни одного резкого слова. Оно звучит плавно, как песня, как шелест листьев, как может звучать голос действительно любящего человека.
Любовь в лирике Блока открывается как стихия движения, всесокрушающего, всевластного, пусть гибельного, но крылатого. Любовь для Блока — стихия преображений. Не случайно, лучшие его циклы посвящены актрисам: Наталье Николаевне Волоховой — «Снежная маска», певице Любови Александровне Дельмас — «Кармен». В этих циклах восторженную любовь к Прекрасной Даме сменяет губительная страсть. Лирический герой этих циклов полностью отдается стихийному «метельному» чувству. «Настигнутый метелью», он погружается в «вихри снежные» и «снежный мрак очей» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре». Темы «цыганской стихии», любви, музыки, искусства, «печали и радости» получили отражение в цикле «Кармен». В ее образе воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей страсти, с другой — стихия творческая, дающая надежду на просветление.
Сама себе закон — летишь, легишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит…
Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен…
Мелодией одной звучат печаль и радость…
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.

Любовь стала одной из ведущих тем в лирике выдающейся поэтессы XX века Анны Ахматовой. В ранних стихах («Я не твоей любви прошу…», «Смятение», «Проводила друга до передней…») ее любовь чаще безответная, неразделенная, трагическая. Душевная буря, смятение чувств когда падает сердце и холодеет в груди, когда каждое малое расстояние растягивается на мили, когда ждешь и желаешь лишь смерти, передаются Ахматовой скупой чередой еле заметных, скрытых от чужого, постороннего глаза деталей:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Самые откровенные «любовные» стихи Ахматовой — тайные и о тайном, это не крик, даже не слово, обращенное к возлюбленному, это скорее образ, чувство, возникшее при встрече с любимым. Ее любовь, как тайная болезнь — неотвязная и скрываемая, изнуряющая и не приносящая утоления, Одиночество в любви — основное в стихотворениях Ахматовой. Любовь в ее лирике предстает как пытка, страдание:
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Ахматова беззащитна перед властью любви. В стихотворении «Смятение» беспомощность перед любовью звучит уже несколько иначе. Перед нами повзрослевшая Ахматова. Оскорбленность рождает величие и сознание своей избранности:
Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте…
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу…
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцелю.
Новое развитие тема любви получает в «Стихах о Петербурге». Ахматова мечтает, чтобы любовь летела сквозь времена, она готова принять муки, но не расставаться с любимым:
Всем, кто любим, простим вину любить,
Любовь дала мне радости такие,
Что, видишь, ни покинуть, ни забыть..
«Великая, земная любовь» — вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Только женщина с ее умением не просто чувствовать, но и предчувствовать, не просто мыслить, но и ощущать, не просто страдать самой, но и воплотить в собственных муках и переживаниях многих людей могла создать такую ни на что не похожую любовную лирику. И в этом — величайшая загадка творчества Ахматовой.
Шедевры любовной лирики русских поэтов XIX и XX века сохранили свое значение в наше время. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. Так как правда о земной любви несет в себе высокую нравственность, пронизанную самоотвержением и духовностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема ложных ценностей.
Лирика любви A. A. Блока и A. A. Ахматовой

Categories: Литература