Рубрика: Литература

Анализ рассказа «О чем плачут лошади» Абрамова Ф. А

В рассказе «О чем плачут лошади» автор необыкновенно реалистично изображает русскую природу. Читатель просто физически ощущает запах разнотравья, видит порхание бабочек и стрекоз, ощущает прикосновение лошадиных губ — мягких и теплых. Даже городской человек, видевший лошадь разве что в кино или в цирке, всем сердцем потянется к лошадям. А уж тот, кто хотя бы раз кормил лошадь хлебом или сахаром с руки, тот проникнется глубочайшей жалостью к этим загнанным, изработавшимся […]

Краткая хроника жизни и творчества Шмелева И. С

1873 г., 21 сентября (3 октября н. ст.). В Москве в семье строителя-подрядчика Сергея Ивановича и Евлампии Гавриловны (урожденной Савиновой) Шмелевых родился сын Иван. 1884-1894 гг. Учеба в гимназии. 1894-1898 гг. Учеба на юридическом факультете Московского университета. 1895 г. В журнале «Русское обозрение» напечатан рассказ «У мельницы» (1894). Женился на О. А. Охтерлони. Путешествие в Валаамский Преображенский монастырь. 1897 г. Выход в свет первой книги «На скалах Валаама. За гранью […]

Идейно-художественное своеобразие повести «Бедная лиза» Карамзина Н. М

«Бедная Лиза» является типичным произведением русского сентиментализма. Наряду с особенностями, характерными для этого художественного течения в целом («нормативная» личность, примат чувств над разумом и т. д.,), имеет ряд существенных индивидуальных черт, основная из которых — перенос действия в реальную плоскость современной Карамзину жизни (Москва того времени, монастырь, иные узнаваемые современниками реалии). По отношению к «Бедной Лизе» можно говорить о возникновении некоторых элементов реализма, которые впоследствии будут поддержаны и развиты другими […]

Лирическое и трагическое качала в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

1. Последняя пьеса Чехова. 2. Споры вокруг произведения. 3. Символы и жанровая принадлежность. Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. А. П. Чехов В 1901 году А. П. Чехов обдумывает свою новую пьесу, по плану — водевиль или комедию: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу». Работу над пьесой «Вишневый сад» писатель закончил 12 октября 1903 году. Драматург создавал […]

Тема трагической судьбы человека (В. Шаламов, Ю. Домбровский)

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление его еще только намечалось. Оно было предугадано писателем Евгением Замятиным в романе «Мы», в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е. Замятина прозвучал предупреждением, но […]

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Гриши

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ (Трилогия, 1851 — 1855) Гриша — странник, юродивый. «Человек лет пятидесяти, с бледным изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой». Очень высокого роста. «Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений), но ударения так трогательны, и желтое уродливое лицо его принимало иногда такое откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя было удержаться […]

Отражение этических и эстетических идей декабризма в комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма; кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором также, как решали их декабристы. В этом […]

Предметы интерьера и их роль в романе A. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. История создания романа, основной смысл. 2. Роль деталей в тексте романа. 3. Деталь как свидетельство минувшей эпохи. 4. Деталь как психологический рисунок. С «Евгения Онегина» А. С. Пушкина начинается история развития реалистического романа в русской литературе. Писался роман на протяжении восьми лет, с мая 1823 по октябрь 1831 года. При этом писатель постоянно изменял основную нить сюжета, практически с нуля переписывая роман, убирал одни и вписывал другие детали образа […]

Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

1. Данко как идеальный герой. 2. Цель Данко. 3. Противопоставление героя и толпы. В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей не могут не вызывать восхищения. Подвиг можно рассматривать с этих позиций. Но человеческое сознание устроено таким образом, что любой поступок можно трактовать двояко. И идея подвига в данном случае не исключение. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» как раз рассматривается подвиг во имя общего счастья. […]

«Андрей Белый — звезда, чрезвычайно приметная в национальной русской галактике»

1. Дарование писателя. 2. Юношеские годы. 3. Символизм в творчестве Белого. 4. Основные темы и мотивы. Судьба щедро наделила А. Белого в плане талантов и дарований. Великолепный прозаик, тонко чувствующий поэт, проницательный литературный критик, замечательный филолог, философ, признанный теоретик символизма, полемист, импровизатор, оратор, композитор — и это еще не весь список его достижений. Б. Н. Бугаев, впоследствии взявший псевдоним Андрей Белый, родился в Москве в профессорской семье. Разносторонность образования мальчика […]