Рубрика: Литература

Кролик, беги характеристика образа Ангстрома Гэрри

Ангстром Гэрри, все свои двадцать шесть лег проживший в городке Бруэр, штат Филадельфия, — человек средний, без единой примечательной черты, кроме разве высокого роста; у него есть нелюбимая жена, ребенок (ожидается второй), изначально безразличная работа в супермаркете. Есть, правда, еще воспоминание о прошлом великолепии: он был когда-то звездой школьной баскетбольной команды и познал, пусть летуче, то, что его старый тренер называет «святостью совершенства»: чудное всесилие наедине с мячом и баскетбольной […]

Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра»

На тему любви и свободы люди рассуждали издавна, потому что каждый любит, хотя по-своему. Иногда, тсогда сталкиваются независимые люди, свобода оказывается превыше всего. Так и получилось в рассказе Максима Горького «Макар Чудра». Герои этого произведения: вольный и независимый Лойко Зобар и прекрасная и гордая цыганская дочь Рада — встречаются в таборе. Зобар привык к тому, что может достать все, что пожелает, и завладеть любой девушкой, но не так проста Рада. […]

Мастер и Маргарита характеристика образа Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри, — «нищий из Эн-Сарида», бродячий философ, человек лет двадцати семи, сын неизвестных родителей. Образ героя полемически соотнесен с образом евангельского Иисуса: в системе булгаковского романа И. и Иисус соотносятся как бесспорная истина и ее искаженный образ; в этом смысле вопрос о реальном существовании Иисуса, звучащий в начале романа, предполагает неоднозначный ответ. И. предстает как персонаж рассказа Воланда, сна Ивана Бездомного и романа Мастера. Арестованному И. инкриминируется призыв к […]

Образ Манилова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Галерея помещиков в поэме «Мертвые души» открывается образом Манилова. Это первый персонаж, к кому Чичиков обращается с просьбой о мертвых душах. Чем же определяется «первенство» Манилова? Известно высказывание Гоголя, что герои у него следуют один пошлее другого. Получается, что Манилов в поэме представляет собой первую, самую меньшую, степень нравственной деградации. Однако современные исследователи истолковывают очередность появления помещиков в «Мертвых душах» в ином смысле, ставя в соответствие первый том поэмы Гоголя […]

Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

1. История произведения. 2. Рассказ Ивана Васильевича. 3. Двуличие полковника. 4. Случай меняет жизнь Ивана Васильевича. В основе известного рассказа Льва Николаевича Толстого лежат реальные события, произошедшие с братом писателя, Сергеем Николаевичем. Он полюбил дочь казанского воинского начальника Л. П. Корейша, но жестокое наказание, свидетелем которого он стал, изменило его отношение к отцу невесты, руководящему этой расправой, и к самой невесте. Сергей Николаевич расстался с девушкой. Видимо, рассказ брата произвел […]

Неудачные дети (В. Распутин, «Последний срок»)

Суть повести Валентина Распутина «Последний срок» проста. Слетевшись с разных концов России по телеграмме Михаила, дети умирающей старухи Анны нечаянно даруют ей последний срок: радость матери, обнаружившей у своей постели столь далеких от нее и по-прежнему дорогих ее сердцу детей, так сильна, что она никак не может умереть. И стесняется этого, будто она отрывает их от важных дел. С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает […]

Изображение русского крестьянина в произведениях И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова

Для раскрытия темы можно использовать несколько рассказов из сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева и произведения из разных периодов творчества Н. А. Некрасова: из первого периода — стихотворения «В дороге» (1845), «Забытая деревня» (1855), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Песня Еремушке» (1859); из второго периода — поэмы «Мороз, Красный нос» (1863) и «Железная дорога» (1864); из последнего — поэму «Кому на Руси жить хорошо». Тема — изображение русского […]

Приемы комического и их роль в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Знаменитая повесть «Собачье сердце», написанная в 1926 году, — яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать […]

Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

1. Художественные средства изображения героев. 2. Героя из народа и царское приближение. 3. Значение образа царя Ивана Васильевича. Уже само название «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова сближает ее с устным народным творчеством. Почему? Ответ нужно искать в первых строках поэмы: Ох ты той еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, […]

Нравственные проблемы общества в современной литературе (По рассказам В. М. Шукшина)

Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), известного писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Писатель сумел выразить в своих произведениях мир современного человека, сложный, «запутанный» мир эпохи застоя. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, трудолюбие, совестливость. Но это мир, в котором лучшее вынуждено бороться за свое существование в человеческих душах с огромным «давлением» лицемерия, […]

Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся’», «Ты — верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и […]

Художественный мир Жуковского В. А

Начало пути. Все друзья Жуковского отмечали мягкость его характера при очень твердых жизненных правилах, доброжелательность, спокойствие. Ничего болезненного, нервного, надломленного. Ни в облике, ни в поведении. Между тем будущий поэт еще в детстве мог затаить обиду на судьбу. Матерью его была пленная турчанка Сальха, в крещении Елизавета Дементьевна Турчанинова. Отцом — Афанасий Иванович Бунин, помещик села Мишенского Тульской губернии. Такой брак по тогдашним правилам не мог считаться законным. Соответственно и […]

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанный, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел в печати ни одной своей строчки. Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни — с МЬсквой. Именно в московский период […]

«Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского

1. Тема мещанства в русской литературе. 2. Мещанство в лирике Маяковского. 3. Любовь и мещанство у Маяковского. 4. Мечта о настоящем подвиге и новой жизни. Тема мещанства, быта, существования людей в повседневной, обыденной жизни интересовала многих русских писателей. Многих авторов, начиная от Пушкина и заканчивая современными писателями, интересовала та «тина мелочей», которая захлестывает человека, часто без его воли, и заставляет жить по ее законам. Мещанство убивает духовность человека, затягивает своей […]

Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Ломоносова М. В

Царей и царств земных ограда, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли. Великое светило миру, Блистая с вечной высоты, На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты, Во все страны свой взор возводит, — Но краше в свете не находит […]

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Наташа Ростова — нравственный идеал Толстого. 2. Детство Наташи. 3. Испытания, выпавшие на долю главной героини. 4. Ростова — мать большого семейства. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» создал целую галерею женских образов. Среди них особый читательский интерес вызывает Наташа Ростова, В ее образе автор воплотил свой собственный идеал женщины. Образ героини показан в развитии. На протяжении всего повествования Наташа взрослеет, из легкомысленной девочки превращается в почтенную […]

Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

А. А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность «мирового пожара» революции нашла отражение, прежде всего, в поэме «Двенадцать». Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в дневнике сделал запись: «Сегодня — я гений». «Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали […]

Образ Обломова как тип «лишнего человека» в русской литера туре XIX века

В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были «Евгений Онегин» А. С. Пушнина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип — образ «лишнего человека», героя, не нашедшего своего места в обществе, не понятого и отвергнутого окружением. Этот образ изменялся по мере развития общества, приобретая […]

Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, — жизнь босяков. В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги». Босяки жили в нищете, но в их жизни не было […]

Анализ повести «Пожар» Распутина В. Г

Своеобразным продолжением «Прощания с Матерой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матеру уже вернуться нельзя — остров затопило. Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые мне дороги, […]

«Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В. Г. Белинский). По повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых»

1. Рассказ-воспоминание. 2. Точка зрения рассказчика и героев. 3. Судьба людей в условиях красного террора. Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Творчество Шмелева само по себе долгое время было неизвестным в России, поскольку в произведениях этого автора было много нелестного для Советской власти. К счастью, ситуация изменилась. И сегодня все произведения И. С. Шмелева хорошо известны читателю. Без творчества этого писателя наше знакомство с […]

Михаэль Кольхас характеристика образа Кольхаса Михаэля

Кольхас Михаэль — фигура, упоминающаяся в немецких хрониках, правдоискатель из народа, которого Б. Пастернак, переводивший новеллу, назвал «своего рода немецким Пугачевым». К., барышник, пострадавший от произвола юнкера Венцеля фон Тронки, воспринял нанесенные ему ущерб и оскорбление прежде всего как несправедливость, как нарушение природного порядка вещей. Считая, что именно этим порядком определяется порядок общественный, К. настойчиво пытается найти защиту у властей и наказать своего обидчика. Но неудача, которую он терпит в […]

Конфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — основа конфликта романа. Среди героев романа наиболее активными представителями […]

Детство и юность. Блока А. А

Александр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Отец, Александр Львович Блок, — юрист, профессор Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна (урожденная Бекетова), — детская писательница и переводчица. Родители разошлись сразу после рождения сына. Детские и юношеские годы поэта прошли в подмосковном имении Шахматове и в петербургском доме деда — известного ученого-богани-ка, ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова. В «бекетовском доме» господствовали идеалы свободолюбия, научные и литературные интересы. Почти все […]

Какие-то свиные рыла вместа лиц, а больше ничего» (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Если смеяться, так уж лучше Смеяться сильно и над тем, что Действительно достойно осмеяния Всеобщего. Н. В. Гоголь Сюжет гоголевской комедии » Ревизор «, повествующей о том, как некий молодой человек, промотав все деньги и потому застряв в захолустном провинциальном городишке, был ошибочно принят местными властями за важного столичного чиновника, чем и не преминул воспользоваться, основательно обобрав «отцов города», больше всего напоминает анекдот или фарс. История эта казалась бы просто […]

Тема греха, возмездия и покаяния(по пьесе Островского А. Н «Гроза»)

В основе пьесы «Гроза» Островского — самой известной и значительной в творчестве драматурга — конфликт Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять суть этого конфликта, разобраться, почему столь трагичен финал произведения, почему среди ведущих тем особо выделяется тема греха, возмездия и покаяния, можно, лишь заглянув в душу молодой женщины. Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, словно птичка […]

Анализ рассказа «Предстояла кража» Андреева Л. Н

Рассказ «Предстояла кража» (1902) является ярким выражением андреевского стиля и духа. Человек, который собирается совершить крупную кражу, а быть может, убийство, останавливается на пути «к этому» и согревает замерзающего щенка… Уже с экспозиции, с описания обстановки дома, улицы проявляется контрастная выразительность. В рассказе только два цвета: черный и белый. Черные предметы резко выделяются на белом фоне, и наоборот. Это противопоставление отражает борьбу света и мрака в душе главного героя. Герой […]

Можно ли утверждать, что в творчестве И. А. Бунина «большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью»?

Можно ли утверждать, что в классической литературе есть все ответы на сегодняшние вопросы? Реальная жизнь всегда разнообразнее и сложнее любых представлений о ней. Но ведь столь же верно и то, что каждое вновь приходящее поколение читает классику и находит близкое себе и своему времени, а порой и просто поражается ее современности. Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. У него замечательно получались как стихи, так […]

Любовь, смерть и подвиг в ранних романтических произведениях М. Горького

Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода. А. Сталь В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем писателем романтиком. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, но которая бы соответствовала действительности и которая выдвигала бы действительности исключительные требования. Герои Горького стоят на ступень выше всего общества и отвергаются им. Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, ибо люди не принимают его, […]

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» Гоголя Н. В

1. «Мертвые душа» как реалистическое произведение А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: 1. Историзм Гоголь писал о своей современности — приблизительно конец 20-х — начало 30-х гг., в период кризиса крепостничества в России. 2. Типические характеры в типических обстоятельствах Основными тенденциями в изображении помещиков и чиновников является сатирическое описание, […]