Образ и характер профессора Николая Степановича по повести Степь (Чехов А. П.)

Зрелый Чехов весьма разнообразен не только в выборе тематики и героев, но и в манере изложения. Если прочитать “Степь” и сразу же после нее “Скучную историю”, то откроется целая бездна, разделяющая мир девятилетнего провинциального мальчика и мир старого профессора Московского университета, отягощенного болезнью и мыслями о приближении смерти, о бренности своей мировой славы…

Егорушка еще смотрит на все окружающее широко открытыми глазами, он еще не живет, а только учится жить.

Учится видеть прекрасное и учится ненавидеть несправедливость (вспомним, как он храбро заступается за обиженного старика Емельяна).

Если ему и суждено пережить предательство друзей, столкнуться с равнодушием или испытать тягостное сознание несовершенства собственной личности, то это, по замыслу автора, произойдет только в будущем. Но замысел продолжения “Степи” остался неосуществленным, а в написанной повести Егорушка еще просто растет, мало представляя себе, какова же будет его дальнейшая жизнь. Повесть так и кончается – тайной тоской мальчика, поселившегося в чужом для него доме: “Какова-то будет эта жизнь?”

Духовная драма профессора Николая Степановича-явление типичное для русской интеллигенции конца XIX века. Как жить, чтобы не терзала мысль о собственном бессилии – касается ли это общественно-научной деятельности или

общения с семьей… Мещанские потребности жены и откровенный эгоизм детей, беззастенчивый практицизм молодых ученых, пробивающих с его помощью путь к карьере,- все это мучает героя, прекрасно понимающего, что он не должен быть в одном ряду с такими людьми. Но ему чего-то не хватает, чтобы порвать с этим фальшивым миром и бросить все – семью, кафедру, Москву и попытаться жить иначе.

К концу повести Николай Степанович с беспощадностью ученого, привыкшего анализировать факты, делает открытие обесценивающее всю его длинную жизнь: “И сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень важного. В моем пристрастии к науке, в моем желаний жить нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего”.

Наивность и чистота ребенка, еще не обученного грамоте, но каждой мыслью и каждым чувством заинтересованно приобщающегося к жизни, и душевная вялость образованного, одаренного ученого-естественника… Кажется непонятным, как могли в сознании 28-29-летнего автора вместиться одновременно два таких полярно противоположных человеческих мира. Но потому и могли, что внутренний мир талантливого художника – это целая вселенная, способная вобрать в себя переживания множества разнообразных людей. Горький очень точно сравнил Чехова с “огромным рефлектором”, который собирает в себе “все лучи” жизни и “все ее краски”. Со второй половины 80-х годов в творчестве Чехова начинают настойчиво звучать мотивы родины, русской земли. С необычайной до этого щедростью он вводит в свои рассказы пейзаж, и это не просто картины прекрасной природы, а повод для более общих размышлений.

Источники:

    Чехов А. П. Степь. Повести и рассказы. В ступ, статья Э. Полоцкой.-М.: “Худож. лит.”, 1980. 352 с. (Классики и современники. Русская классическая литература)..Аннотация: Настоящая книга А. П. Чехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Сочинение на тему что будет в будущее.
Образ и характер профессора Николая Степановича по повести Степь (Чехов А. П.)

Categories: Школьные сочинения