Образ характер Неудачник Губин (Горький А. М.)

Философия другого обывателя, Ираклия Вырубова («Кладбище»), еще примитивнее. Он вообще лишен чувства сострадания к людям, он воплощение самых низменных черт «рабьей» психологии, «зоологического, звериного эгоизма». Несколькими штрихами Горький создает психологически и социально выразительный портрет этого человека:»… мне неотвязно воспоминался Ираклий Вырубов, в валяных туфлях на тяжелых лапах, толстогубый с жадным ртом и лживыми глазами».

Вся его «философия» сводится к тому, что «народ не может жить добропорядочно,

не зная — чей он? Народ — любовластник. Всякий человек ищет над собою власти. Все люди нуждаются в присмотре единовластного ока…». Композиционной структурой рассказа («проходящий» вспоминает о жизни Вырубова на фоне речей поручика Хорвата о необходимости закрепить в памяти деяния людские) автор подчеркивает мысль о том, что такие люди, как Вырубов,- лишь «рабы божьи», нет у них заслуг перед жизнью, ничто в их жизни не позволяет увековечить их память, они мертвы в своей основе.

Другая категория людей, которая обращает на себя внимание «проходящего»,- неудачники, а «Русь изобилует

неудавшимися людьми», таковы Губин и Калинин. Губин — разорившийся собственник, бывший владелец фабрики, Калинин — бывший лакей. «Неудавшиеся люди» на фоне «зимних людей» — холодных, жадных, жестоких, эгоистичных обывателей — кажутся «вдумчивей, живее».

В неудачнике как будто «есть стремление к простору, он любит светлое и сам как будто светится…»

С Губиным, героем одноименного рассказа, «проходящий» встретился в трактире, где Губин обличал жизнь мещан города. Для «проходящего» — это уже знакомый тип, и повествование начинается с обобщенной характеристики «неудачника». Жизненный опыт подсказал «проходящему», что противостояние сложившемуся укладу обывательской жизни часто бывает мнимое, за маской обличителя скрывается «лентяй, хвастун, человек мелкий, слабый, ослепленный самолюбием, искаженный завистью», за трактирными спорами о правде жизни стоит беспомощность, тоска, кажется, «что люди ничего не ищут и не знают, чего искать, а просто криком кричат, чтобы избыть скуку жизни». Уже первый разговор показал Губина как человека, замкнутого на самом себе — «проходящий» для Губина интересен лишь как новый слушатель его бесконечных разговоров о своей судьбе. Подход «проходящего» к человеку иной. В рассказе «Ледоход» он так говорит об этом: «Я очень внимательно присматриваюсь к людям, мне думается, что каждый человек должен возвести и возводит меня к познанию этой непонятной, запутанной, обидной жизни». Хотя тип неудачника понятен «проходящему», но перед ним — прежде всего человек с индивидуальным характером и судьбой, которые могут таить в себе что-то неожиданное. Этот индивидуальный характер прекрасно очерчен в рассказе, но «проходящего» интересует главное — как в неповторимой индивидуальности проявляется общественное значение человеческой жизни. Губин только подтвердил первоначальные предположения «проходящего». Им в его обличениях движет не гуманизм, не пробудившееся общественное самосознание, а лишь ущемленное самолюбие, отсюда — его мелкая и жестокая мстительность. Оппозиционность оказывается не всегда противоборством. При мелкости, опустошенности человека она порою превращается в одну из форм того же обывательского существования.

Источники:

    Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. — 480 с., ил.

    Аннотация:Рассказы, составившие цикл «По Руси», занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема ценности детских воспоминаний аргументы.
Образ характер Неудачник Губин (Горький А. М.)

Categories: Школьные сочинения