Однодум рассказ (Лесков Н С)

Это первое произведение цикла под общим названием «Праведники». Написано в 1879 году и тогда же впервые опубликовано в сентябрьских номерах «Еженедельного нового времени».

Цикл как бы являлся лесковским решением проблемы положительного героя. Писатель буквально тосковал по идеалу начиная с первых шагов своей литературной деятельности. В предисловии к рассказам о «праведниках» Лесков писал:

«…Неужто в самом деле ни в моей…

И ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее,

что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?

Мне это было ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя небольшое число трех праведных, без которых „несть граду стояния»».

Как видно, термин «праведники» был в значительной степени условным и выражал общую направленность поисков Лескова, по меткому замечанию М. Горького,

«всю жизнь потратившего на то, чтобы создать «положительный тип» русского человека».

Лесков искал и изображал людей редких, возвышающихся «над чертою простой нравственности». Его «праведники», резко контрастируя с окружающей средой, сохраняли жизненность, были верны своей натуре.

В одном из писем к Суворину, в первой половине 1879 года, писатель так говорит об избранной им манере художественного изображения, имея в виду рассказ «Однодум»: «…Прилагаю программу, что можно составить и что будет от начала до конца живо, интересно, весело и часто смешно, а в то же время нетенденциозно, но язвительнее самой злой брани».

Лесков в рассказах о «праведниках» выходил за рамки морально-этической проблематики, затрагивая острые социальные вопросы.

Писатель в самом начале рассказа «Однодум» обращает внимание читателя на незнатность Рыжова, называя его «мелкотравчатым». Он близок к простым людям: «от мира не прочь и на мир не челобитчик».

В своих взглядах Рыжов опирался на библию, но толковал ее настолько оригинально, что считался неким «библейским социалистом». Писатель говорит о том, что ввиду некоторых особенностей «загадочного политического образа мыслей» солигаличского квартального он вполне мог быть сослан «молиться в Соловецкий монастырь». Библия для квартального — только повод для размышлений об окружающей действительности, которую он хотел серьезно усовершенствовать как в моральном, так и в социальном отношении.

Уважая законы и строго выполняя свой служебный и гражданский долг, Рыжов требовал того же от других. Он полагал, что богатые должны помогать бедным, а власть — стоять на страже их интересов.

При таких взглядах «православие его», по словам писателя, было «сомнительно».

В характере Рыжова подчеркиваются не слепая вера, а гуманизм и стихийный демократизм, вырастающие до своеобразных форм протеста.

В рассказе можно обнаружить много сатирических деталей, изображенных с щедринской остротой и афористичностью. Таково внушение городничего, который предупреждает квартального: «Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай».

Таков протопоп, составляющий «план, как обнажить совесть Рыжова до разделения души с телом»; таковы «надменные фигуры» губернаторов, которые «ездили «страшно», а встречали их «притре-петно». Таково замечание о «сельских людях, крестьянах, «которые тогда еще не имели самостоятельного понятия об иерархии и, кто их ни сек,- одинаково ногами перебирали».

В рассказе дается определенный исторический фон: действие относится ко времени царствования Екатерины II и Александра I. Губернатор С. С. Ланской является лицом исторически достоверным. В «Однодуме» Ланской несколько идеализируется: он безропотно переносит «чудачества» Рыжова и даже награждает его Владимирским крестом, «дарующим дворянство». Правда, писатель тут же замечает, что носить крест Рыжову «было не на чем».

В цитированном выше письме к Суворину Лесков пишет, что в «Однодуме» им использован «материал из редкостного антика». В первом издании цикл рассказов о «праведниках» так и назывался: «Русские антики (Из рассказов о трех праведниках)». В главе двенадцатой Лесков называет своего героя «солигаличским антиком».

Впоследствии термин «антики» из заголовка писатель устранил и, таким образом, придал своим «праведникам» более широкий, обобщающий смысл.

…по словарю кн. Гагарина…- имеется в виду «Всеобщий географический и статистический словарь кн. С. П. Гагарина». (М., 1843).

…»в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет»…- кз поэмы Н. А. Некрасова «Мороз. Красный нос». У Некрасова: «в горящую избу войдет».

Ночва — лоток.

…поэт вроде Бориса…- Роберт Берне (1759-1796), великий шотландский поэт.

Пророк Исайя — библейский пророк, выступавший с критикой богачей и правителей.

Катехизис (греч.) (наставление) — изложение христианского вероучения в вопросах и ответах.

«Позна вол стяжавшего…» — не совсем точная цитата из Книги пророка Исайи.

Иезекиилъ — библейский пророк, который якобы видел ожившие по воле бога «сухие кости».

Теократическая полноправность.- Теократия (греч.) — форма правления, при которой духовенству принадлежит политическая власть.

Уряд — чин.

«Сретали» (старославянск.) — встречали. Подрукавная знать — незнатные дворяне.

Квартальный — полицейский чиновник, старший над кварталом.

…и даже сами волътерианцы против этого не восставали…- неточно приведенные слова городничего из «Ревизора» Н. В. Гоголя. У Гоголя: «…и вольтерианцы напрасно против этого говорят». Волъ-терианцы — последователи французского философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера (1694-1778); здесь: свободомыслящие.

Нанковый — от слова «нанка»: сорт грубой хлопчатобумажной ткани.

Причт (клир) — здесь: священнослужитель прихода.

Сорокоуст — сорокадневная молитва в церкви по усопшему.

Будари — будочники (сторожа).

Масонский — принадлежащий к религиозно-философскому обществу масонов, возникшему в XVIII веке в виде тайной международной организации с мистическими обрядами, ставившей себе целью «нравственное совершенствование».

Слова Павла — то есть апостола Павла (библ.).

Бибелъ — библия.

…посылали молиться в Соловецкий монастырь…- то есть ссылали.

С. С. Ланской — костромской губернатор в первой половине 30-х годов, с 1855 по 1861 год — министр внутренних дел России.

Зерцало — трехгранная призма с тремя указами Петра I, стоявшая на столе во всех учреждениях. Сверху зерцало было украшено двуглавым орлом.

…хитон обличает мя, яко несть брачен (древнеславянск.) — …моя одежда показывает, что я не могу присутствовать на брачном пиру.

С. 283 Искреннему своему — то есть ближнему своему. Отметка регистров — то есть степени высоты и силы голоса. Маншкурт — короткие рукава.

Оффенбаховское настроение — по имени французского композитора Оффенбаха Жака (1819-1880), автора многочисленных оперетт.

«Играть на понижение» — способствовать снижению стоимости акций на бирже.

Кошлатая — мохнатая.

Откупщик — лицо, получившее право сбора налогов. Сверх ординарии (от слова «ординарный» — обыкновенный) — то есть дополнительно к обычной порции. Канифас — льняная ткань.

Столпник — религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (столбе).

«Апликовая» чаша — чаша с накладным серебром.

«Исполнилось при огорчительном сватовстве Павла Петровича».- Имеется в виду брак Павла I с принцессой Вильгельминой, вскоре умершей.

Попенный сбор — налог за срубленные деревья (с пня).

Источники:

    Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.

    Аннотация:В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение выходной день который запомнился больше всего.
Однодум рассказ (Лесков Н С)

Categories: Школьные сочинения