Определение понятия «Классицизм»

КЛАССИЦИЗМ — художественный метод и направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., частично проявившиеся и в искусстве (особенно архитектуре) XIX столетия, осознанно ориентированные на принципы искусства Античности, в основном римской.
Латинское слово «classicus» «означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл образцового, понятие «классический» стало прилагаться к таким произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах».
Образцовым поэтом считался Вергилий (I в. до н. э.), создатель «Энеиды». Соответственно наибольшим уважением пользовался жанр героической поэмы-эпопеи. На практике, однако, буквальное воссоздание приемов, а тем более идей античной литературы в Новое время было невозможно, и максимальных успехов во Франции, где классицизм дал самые значительные художественные результаты, достигли не эпические поэты, а драматурги: трагики П. Корнель, Ж. Расин, комедиограф Мольер (Ж. Б. Поклен). Свод правил классицизма дал Н. Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674). Классицисты полагали, что они представляют не конкретно-историческое направление в творчестве, а «истинное», «правильное» искусство, каким ему следовало быть во все века. В высоких жанрах персонажи и сюжеты (точнее, их схемы) по преимуществу брались из мифологии, античной поэзии и древней истории (не только греко-римской, но и библейской), однако при этом наполнялись актуальным содержанием, что нередко выражалось в форме аллюзий — всем понятных намеков на деятелей и события современности. Политическим идеалом для классицистов был просвещенный абсолютизм. Их цели — общественные, гражданские. В этическом плане они ставили задачу показом как положительных, так и отрицательных примеров исправлять нравы людей.
Классицисты были рационалистами. Античность потому и стала для них образцом, что им в ней почти все казалось наиболее разумным, в первую очередь гражданская доблесть. Сугубо личное обычно ценилось невысоко. Типичный конфликт классицистической трагедии — конфликт между долгом (разумом) и чувством (страстью). Он приводил либо к торжеству долга, либо к более или менее искусственному примирению долга и чувства. Комедии должны были заканчиваться, по определению, хорошим финалом — посрамлением порока и торжеством добродетели. Характеры персонажей отличались устойчивостью, какой не было в эпоху Возрождения, но нередко и одномерностью. Жанры и соответствовавшие им стили четко делились на высокие и низкие, однако существовали и средние. Проза считалась низкой формой, роман в жанровой классификации вообще отсутствовал, хотя романы тоже писались. Теоретики относились к ним с презрением. «Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен», — констатировал Буало.
Западноевропейский классицизм в XVIII в. стал образцом для русской послепетровской литературы. Утверждение силлабо-тонического стиха М. В. Ломоносовым, первоначально в подражание немецкому стиху, оказалось самой перспективной, поныне значимой литературной реформой. Русские поэты еще меньше, чем западноевропейские, преуспели в жанре героической поэмы (он был слишком архаичен), несколько больших успехов добились в области трагедии, но самых значительных — в...

жанрах оды (Ломоносов, Державин), которая как лирический жанр не относилась к вполне высоким, допускала проникновение личного начала, особенно у Г. Р. Державина, и прозаической комедии («Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина). Различия «трех штилей» обеспечивались мерой использования или отсутствием старославянизмов. Отечественная история подчас давала темы для трагедий. Никогда русский классицизм не был «чистым». В XIX в. его нередко называли «ложноклассицизмом» (в том числе А. С. Пушкин и В. Г. Белинский), тем более что даже лучшие его произведения не стояли вровень с западноевропейскими и позднейшими русскими начиная с И. А. Крылова (насытившего классицистический жанр басни уже во многом реалистическими характерами), А. С. Грибоедова, Пушкина. Последний не придавал словам «поэзия классическая» другого значения, кроме жанрового, полагал, что она использует жанры, существовавшие в Античности, а «поэзия романтическая» — жанры, появившиеся позднее; родоначальником таковой он считал Данте. Современники Пушкина, даже бывшие романтиками по художественному методу, в 1810-1820-е гг. нередко являлись архаистами по стилевым и жанровым предпочтениям; его друг-лицеист В. К. Кюхельбекер в статье 1824 г. «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» утверждал, будто ода «одна совершенно заслуживает название поэзии лирической», и именно его Пушкин вывел в четвертой главе «Евгения Онегина»: «Критик строгий / Повелевает сбросить нам / Элегии венок убогий…»Пишите оды, господа, / Как их писали в мощны годы, / Как было встарь заведено…»» (строфы XXXII-XXXIII). Пушкин ценил прошлое, но озабочен был настоящим, поэтому отказался от спора: «…Два века ссорить не хочу».
Поэтика классицизма еще довольно существенно сказывается в «Горе от ума» (1824) Грибоедова. В нем трансформированы, но сохранены «три единства», которые считались условием сценического правдоподобия: единство места (дом Фамусова, но не одна комната), времени (одни сутки, хотя и со значительным перерывом), действия (двойной — личный и общественный — конфликт реализуется в отношениях одного главного героя и фамусовского общества). Жанровые разновидности комедии у Грибоедова смешаны, но восходят прежде всего к классицистическим: в «Горе от ума» «соединились черты высокой и легкой комедии»; «в основу жанра… легла высокая комедия с конфликтом общественного содержания, сопряженная с комедией нравов, с легкой светской комедией и водевилем». Монологи Чацкого, заставляющие вспомнить жанр сатиры, — явно классицистического происхождения, адресованы они едва ли не больше читателю (зрителю), чем собеседникам героя. Он выступает в традиционных «четырех амплуа: «злого умника», «говоруна», «ложного жениха» и героя-резонера», но во всех четырех, что, как и многое другое (особенно характеры, обрисованные уже реалистически), отличает грибоедовский шедевр от произведений классицизма.
У М. Ю. Лермонтова исчезают последние черты классицистической системы жанров.
Ориентация на Античность имела место и в одном из ответвлений литературы эпохи Возрождения. Однако определение его тоже как «классицизма» не является общепризнанным.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Определение понятия «Классицизм»

Categories: Определения