Определение понятия «Лирический герой»

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — основная форма воплощения субъекта лирического высказывания в поэзии XIX-XX вв. Это не сам поэт, как зачастую наивно считают, — уже потому, что он является образом, созданным поэтом, естественно, не вбирает в себя все, что есть и было в его жизни, но, с другой стороны, принадлежит к новой, художественной реальности, привносимой в первичную реальность, обогащающей, расширяющей ее.
В лирике XVIII в. мы еще видим, так сказать, «жанрового героя», «когда, например, А Сумароков — автор од — больше похож на М. Ломоносова,

работающего в этом же жанре, чем на самого себя как автора элегий» [5, с. 143]. Г. Р. Державин уже наделил героя своей лирики индивидуальными, только ему лично присущими чертами. А. С. Пушкин с юности делает общезначимой собственную биографию («Края Москвы, края родные, / Где на заре минувших лет…» в «Воспоминаниях в Царском Селе», 1814). Ho лишь в творчестве М. Ю. Лермонтова вполне сложился лирический герой как центр всей поэтической системы, придающий ей определенное единство. У него свои убеждения (пусть сложные, противоречивые), своя психология, своя жизнь. Собственно лирический герой — категория межтекстовая

(интертекстуальная): по одному стихотворению невозможно судить, насколько те или иные его признаки устойчивы и представительны. Ho и в отдельном стихотворении проявляется общее. Есть мнение, что лирический герой непременно должен наделяться саморефлексией, быть предметом самоанализа, т. е. становиться собственной темой. Такой герой «возникает не у каждого поэта. Из русских лириков он наиболее характерен для М. Лермонтова, А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, С. Есенина» [5, с. 147]. Ho вряд ли совсем нельзя говорить, например, о лирическом герое Пастернака, хотя он и «космоцентричен», часто слит со всем мирозданием, едва ли другой поэт дал бы своей книге стихов название «Сестра моя — жизнь» (вышла в 1922 г.).
Обычно лирического героя отождествляют с любым лирическим «я». Ho субъекты сознания в поэзии бывают многоразличны. Создатель одной из классификаций, Б. О. Корман, выделил четыре их вида в «прозаизированной» лирике Некрасова. Первый и второй он терминологически неточно назвал «собственно автором» и «авто-ром-повествователем». Первый проявляется в наиболее объективированной лирике, где в центре внимания явление, пейзаж и т. д. и важно именно то, что говорится, а не то, кто говорит («Смолкли честные, доблестно павшие…», «В столицах шум, гремят витии…»). Второй вид (слово «повествователь» здесь неудачно, поскольку элементы сюжета, повествования в данном случае необязательны) — когда характер высказывающегося ясен по тому, как им характеризуется другой человек (некрасовские «Тройка», «Школьник», «Памяти Добролюбова»). Третий вид — лирический герой в узком смысле, он и предмет описания, и носитель речи («Я за то глубоко презираю себя…», «Рыцарь на час»; в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» лирический герой, по Корману, — прошлое повествователя). Лирический герой Некрасова преклоняется перед революционными демократами, ставя себя намного ниже. Он впервые в лирике отягощен заботами о еде, одежде, сапогах и т. д. Четвертый вид лирического субъекта — герой ролевой лирики, заведомо далекий от автора-творца по социальному положению, биографии, умственному развитию, психологии, нравственным качествам («Огородник», «Калистрат», «Пьяница»).
Другой классификатор, С. Н. Бройтман, считает необходимым добавить к этим четырем видам пятый — лирическое «я» в узком смысле. «Критерием здесь будет степень акцентированности и активности прямо оценочной тонки зрения, по терминологии Кормана… Собственно о лирическом «я» мы можем говорить тогда, когда носитель речи становится самостоятельным образом, что было неявно в случае автора-повествователя и «собственно автора»» [5, с. 146]. Примеры: «Девушка пела в церковном хоре…» Блока, «Единственные дни» Пастернака. Иногда же «возникает сложная игра точек зрения, голосов и ценностных интенций («Два голоса» Тютчева, «Смычок и струны» Анненского, поэтическое многоголосие у Некрасова, описанное Корманом)», возможен двоящийся лирический субъект, как в блоковском «На поле Куликовом»: «он и лирический герой, отсылающий нас к стоящему за ним автору, но он же и… персонаж — участник Куликовской битвы» [5, с. 152]. Лирический субъект может быть даже не дву-, а пятиликим, как в «Гамлете» Пастернака (см.: Содержание и форма).
Ясно, что существующие классификации не являются исчерпывающими и понятие «лирический субъект» намного шире, чем «лирический герой». Необходимо оговорить, что «ролевая лирика» — не всегда лирика: если некрасовский «Пьяница» — условная самохарактеристика героя, то в «Огороднике» есть действие, огородник — просто персонаж, а не только «лирическая роль». Весьма различны роли положительных героев и саморазоблачающихся отрицательных (например, «Нравственный человек»), в последнем случае имеет место разнонаправленное двуголосое слово, по М. М. Бахтину (см.: Речь художественная). «Лирические герои» стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и поэмы «Рыцарь на час» явно разные, весьма различно их соотношение с «биографическим» автором. «Я» ранней Ахматовой колеблется от нищенки до светской дамы (есть и стихи, написанные от лица мужчины, есть и «мы», начиная со стихотворения 1911 г. «Смуглый отрок бродил по аллеям…»), а у Есенина от «смиренного инока» до «похабника и скандалиста», но тип сознания эти столь разноликие героини и герои выражают в каждом случае в общем один и тот же.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Не будь пустельгой.
Определение понятия «Лирический герой»

Categories: Определения