Category: Определения

Персонаж художественный Определение

Персонаж художественный (лат. persona – лицо, маска) – герой в литературном произведении. Синонимы данного термина – литературный образ, действующее лицо произве­дения. Типизация и вымысел – важные моменты в созда­нии персонажа. Художественный персонаж многоаспектен: он включает в себя духовный мир личности, круг жизненных интересов, идейную позицию, характер, формы сознания и поведения, индивидуальный портрет, психологию и т.д. Средства создания художественного образа: портрет, анализ душевной жизни, передача индивидуально-личностных черт характера, речевая характеристика (монологи […]

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ – жанр эпоса, повествование в стихах или прозе о судьбах нации, народа, государства, о переломных моментах в их исторической жизни. Обыкновенно имеет героический или трагический пафос. В чистом виде существовала лишь в древ­ней и средневековой литературах (“Илиада” Гомера; на Руси – “Слово о полку Игореве”); в литературе XIX-XX веков обык­новенно включает в себя элементы романа (“Полтава” Пушки­на, “Тарас Бульба” Гоголя) или же образует особый жанр – роман-эпопею. Характерные черты […]

Тавтология в русском языке

Тавтология – это неоправданное повторение одно­коренных слов. Сущность тавтологии традиционно иллю­стрируют словосочетанием масло масляное, и мы не будем отказываться от этой традиции. Соединение двух слов, ка­залось бы, должно нести какой-то смысл, ведь минимальное суждение состоит из двух компонентов, субъекта и предика­та, или данного (того, о чем идет речь) и нового (того, о чем сообщается). В этом отношении предложение Волга – это река информативно, даже несмотря на то, что мы давно […]

Как написать сочинение ЕГЭ

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку? Рекомендации к работе. На экзамене, прочитав текст, вникнув в его содержание, задумай­тесь над тем, с какой целью он написан автором. Чему он стремится научить читателя, на каких примерах его воспитать? Это поможет вам выявить идею текста. Проблема в тексте – это вопрос, который по требованию времени или определенного общественного мнения сформировался в поня­тиях людей в связи с какими-то известными им фактами, чаще всего […]

Капризное ударение

Капризное ударение Ударение – это один из наиболее сложных аспектов русского языка. Можно понять затруднения, возникающие при столкновении с русским ударением у французов, чере­дующих в своей речи ударные и безударные слоги, и испан­цев, в языке которых ударение, за редкими исключениями, падает на предпоследний слог. Им, конечно, нелегко понять, почему, например, в существительном ветер ударение всег­да падает на первый слог, в существительном вещество – только на окончание, а в слове душа […]

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных Большинство несклоняемых существительных, обознача­ющих животных, относятся к мужскому роду. Немногочислен­ные исключения связаны с ситуациями, когда без указания на род возникает комический эффект. Например, если мы скажем Шимпанзе кормил детеныша грудью, возникнет закономер­ный вопрос: “А чьей именно?” Род некоторых несклоняемых существительных, обозна­чающих животных и насекомых, определяется по родовому слову: колибри, например, – существительное женского рода (так как это птица), слово цеце тоже (потому что это муха). Это правило […]

Художественное время определение

Художественное время – воспроизведение времени в худо­жественном произведении, важнейшая композиционная со­ставляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: “”идиллическое время”, в отчем доме, “авантюрное вре­мя” испытаний на чужбине, “мистерийное время” схожде­ния в преисподнюю бедствий” . “Авантюрное” время представлено в романе Апулея “Золотой осел”, “идилличес­кое” время – в романе И.А. Гончарова “Обыкновенная ис­тория”, “мистерийное” – в романе “Мастер и Маргарита” М.С. Булгакова. Время в художественном произведении мо­жет […]

Что такое РОМАНТИКА

РОМАНТИКА – вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоцио­нальное стремление к нему. В отличие от героического роман­тика – это область мечты, не переходящей в действие. Ро­мантический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, “южные” поэмы Пушкина, “Мцыри” и “Демон” Лермонтова, “Соловь­иный сад” Блока, “Старуха Изергиль” Горького, “Анна Сне­гина” Есенина и т.п. Романтика может быть также типом отношения к […]

Эзопов язык и гипербола определение

Особым способом речевой выразительности в произведе­нии является гипербола – резкое, зачастую неправдоподобное преувеличение. Например, у Маяковского: “В сто сорок солнц закат пылал…”. Особой разновидностью художественной речи является эзопов язык (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) – прием, к которому вынуждены были прибегать авторы, чтобы обойти цензурные запреты. Эзопов язык – это язык иносказаний и намеков, к которым цензор не может придраться, но которые читатель отлично понимает. Так, вместо “револю­ции” Чернышевский, например, говорил […]

Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение

Существует несколько систем стихосложения: силлаби­ческая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произволь­ном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в рус­ском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита в устной поэзии, а в литературе к ней впервые обратился Маяковский: Если ж с часами […]