Рубрика: Определения

Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление

КОМИЧЕСКОЕ — явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразно­стями, несоответствием формы и сущности. Например, в «От­цах и детях» Тургенева Ситников и Кукшина изо всех сил ста­раются казаться людьми умными и прогрессивными (форма), являясь на самом деле пустыми и ничтожными подражателя­ми моде (сущность). Разновидности комического — ирония, сатира, юмор. Формы и способы достижения комического эффекта чрезвычайно разнообразны: поведение героя, несоот­ветствующее ситуации («Смерть чиновника» Чехова), наивное обнаружение героем своих недостатков […]

Представители романтизма, определение

Другим литературным направлением начала XIX в. в Рос­сии был романтизм. Мировоззрение романтиков складыва­лось как реакция на отрицательные стороны буржуазной сре­ды и представляло собой непримиримое противопоставление идеала — действительности, личности — обществу. Метод романтизма — в изображении исключительных, возвышенных характеров, действующих, как правило, в необычной обста­новке. Для романтизма характерен герой, порвавший все связи с обществом, враждебный ему; характер одинокий, загадоч­ный и непонятый. Для романтического стиля характерны яр­кость, живописность, эмоциональная насыщенность и […]

Что такое Новелла? Определение

Новелла (от итал. novella — новость) — малый повество­вательный жанр, произведение небольшого объема, рассказ с остро развивающимся сюжетом. В центре внимания автора новеллы — «неслыханное происшествие» (Гете). Для новел­лы характерно противопоставление ситуаций, острый драма­тический конфликт, композиционная четкость, предельная концентрация на ядре сюжета — одном необыкновенном со­бытии, неожиданная развязка. По замечанию Э.Я. Фесен­ко, «новелла в отличие от рассказа не несет в себе глубокой психологической разработки образа, герой раскрывается не в социально-психологической, […]

Что такое РОМАН

РОМАН — жанр эпоса, имеет относительно большой объем и часто стремится к тому, чтобы создать законченную и полную картину жизни. Главной проблемой романа является проблема личности, ее судьбы, идейно-нравственных исканий, духовного развития. Реалистический (см. Реализм) роман XIX-XX вв. обыкновенно исследует связи человека и общест­ва. Философский роман ставит во главу угла такие «вечные» вопросы, как смысл человеческой жизни, добро и зло, предна­значение человека и т.п. (например, роман Лермонтова «Герой нашего времени»). […]

Идея художественного произведения, Определение

Понятие идеи художественного произведения — понятие очень сложное и многосоставное. Ни в коем случае идею про­изведения нельзя сводить к абстрактному «нравоучению», «рецепту» жизненного поведения («Надо поступать так-то», «Надо быть таким-то»). Идея выявляется прежде всего в том, как автор отвечает на поставленные им вопросы, как разреша­ет проблемы. Так, центральной идеей романа Достоевского «Преступление и наказание» является отрицание постулата «цель оправдывает средства» и утверждение личного страда­ния как средства борьбы со злом. Таким […]

Определение Литературный герой

ГЕРОЙ литературный — в широком, смысле любой пер­сонаж, действующее лицо произведения. В более узком смыс­ле героями называют обыкновенно лишь главных и особенно важных второстепенных персонажей. Герой воплощает в себе определенный жизненный характер и часто является литера­турным типом. Широко распространено деление героев на по­ложительных и отрицательных, однако в такой оценке следует проявлять особенную осторожность, так как очень многие ге­рои в этом смысле неоднозначны и не могут быть названы ни положительными, ни […]

Что такое «Проза»

ПРОЗА — антоним стиха и поэзии, формально — обычная речь, не разделенная на выделенные соизмеримые отрезки — стихи, в плане эмоционально-смысловом — нечто приземленное, обыкновенное, заурядное. Фактически же доминирующая форма в литературе двух, а в Западной Европе — трех последних столетий. Еще в XIX в. всю художественную литературу, прозаическую в том числе, называли поэзией. Сейчас поэзией называют только стихотворную литературу. Древние греки считали, что поэзия пользуется особой речью, украшенной согласно […]

Аргументы для сочинения егэ

Человек и природа Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы И.С. Тургенев — повесть «Поездка в Полесье», стихо­творение в прозе «Природа». Человек смертен, а природа веч­на. Человек — дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для нее законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с легкостью дает жизнь и легко […]

Что такое «Стих»

СТИХ по-гречески значит «ряд». Поэтому традиционно в русском языке стихами называются абзацы библейского текста, переводившегося на старославянский с греческого языка. Первые русские стихи как форма литературной поэзии, появившиеся только на рубеже XVI-XVII вв., именовались на польский лад виршами. Слово это восходит к латинскому versus, означающему «то, что «возвращается назад» и закономерно, предсказуемо повторяется, напоминая ход пахаря с плугом. Затем уже в качестве стиховедческого термина (vers) оно вошло практически во все […]

Этимология и псевдоэтимологии

Этимология и псевдоэтимологии. Этимология — это наука, изучающая происхожде­ние слов. Этимологией называют также само объяснение происхождения слова. А потому можно сказать: «У такого-то слова латинская (французская и т. д.) этимология». Развитие этимологии тесно связано со сравнительно-историческим языкознанием, которое занимается сопоставлением языков и выявлением общего языка-источника, от которого они происходят. Но в то же время этимология — это особая дисципли­на, которая, широко используя наработки сравнительно- исторического языкознания, имеет свою специфику. Дело […]