Рубрика: Определения

Персонаж художественный Определение

Персонаж художественный (лат. persona — лицо, маска) — герой в литературном произведении. Синонимы данного термина — литературный образ, действующее лицо произве­дения. Типизация и вымысел — важные моменты в созда­нии персонажа. Художественный персонаж многоаспектен: он включает в себя духовный мир личности, круг жизненных интересов, идейную позицию, характер, формы сознания и поведения, индивидуальный портрет, психологию и т.д. Средства создания художественного образа: портрет, анализ душевной жизни, передача индивидуально-личностных черт характера, речевая характеристика (монологи […]

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ — жанр эпоса, повествование в стихах или прозе о судьбах нации, народа, государства, о переломных моментах в их исторической жизни. Обыкновенно имеет героический или трагический пафос. В чистом виде существовала лишь в древ­ней и средневековой литературах («Илиада» Гомера; на Руси — «Слово о полку Игореве»); в литературе XIX-XX веков обык­новенно включает в себя элементы романа («Полтава» Пушки­на, «Тарас Бульба» Гоголя) или же образует особый жанр — роман-эпопею. Характерные черты […]

Тавтология в русском языке

Тавтология — это неоправданное повторение одно­коренных слов. Сущность тавтологии традиционно иллю­стрируют словосочетанием масло масляное, и мы не будем отказываться от этой традиции. Соединение двух слов, ка­залось бы, должно нести какой-то смысл, ведь минимальное суждение состоит из двух компонентов, субъекта и предика­та, или данного (того, о чем идет речь) и нового (того, о чем сообщается). В этом отношении предложение Волга — это река информативно, даже несмотря на то, что мы давно […]

Как написать сочинение ЕГЭ

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку? Рекомендации к работе. На экзамене, прочитав текст, вникнув в его содержание, задумай­тесь над тем, с какой целью он написан автором. Чему он стремится научить читателя, на каких примерах его воспитать? Это поможет вам выявить идею текста. Проблема в тексте — это вопрос, который по требованию времени или определенного общественного мнения сформировался в поня­тиях людей в связи с какими-то известными им фактами, чаще всего […]

Капризное ударение

Капризное ударение Ударение — это один из наиболее сложных аспектов русского языка. Можно понять затруднения, возникающие при столкновении с русским ударением у французов, чере­дующих в своей речи ударные и безударные слоги, и испан­цев, в языке которых ударение, за редкими исключениями, падает на предпоследний слог. Им, конечно, нелегко понять, почему, например, в существительном ветер ударение всег­да падает на первый слог, в существительном вещество — только на окончание, а в слове душа […]

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных Большинство несклоняемых существительных, обознача­ющих животных, относятся к мужскому роду. Немногочислен­ные исключения связаны с ситуациями, когда без указания на род возникает комический эффект. Например, если мы скажем Шимпанзе кормил детеныша грудью, возникнет закономер­ный вопрос: «А чьей именно?» Род некоторых несклоняемых существительных, обозна­чающих животных и насекомых, определяется по родовому слову: колибри, например, — существительное женского рода (так как это птица), слово цеце тоже (потому что это муха). Это правило […]

Художественное время определение

Художественное время — воспроизведение времени в худо­жественном произведении, важнейшая композиционная со­ставляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: «»идиллическое время», в отчем доме, «авантюрное вре­мя» испытаний на чужбине, «мистерийное время» схожде­ния в преисподнюю бедствий» . «Авантюрное» время представлено в романе Апулея «Золотой осел», «идилличес­кое» время — в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная ис­тория», «мистерийное» — в романе «Мастер и Маргарита» М.С. Булгакова. Время в художественном произведении мо­жет […]

Что такое РОМАНТИКА

РОМАНТИКА — вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоцио­нальное стремление к нему. В отличие от героического роман­тика — это область мечты, не переходящей в действие. Ро­мантический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, «южные» поэмы Пушкина, «Мцыри» и «Демон» Лермонтова, «Соловь­иный сад» Блока, «Старуха Изергиль» Горького, «Анна Сне­гина» Есенина и т.п. Романтика может быть также типом отношения к […]

Эзопов язык и гипербола определение

Особым способом речевой выразительности в произведе­нии является гипербола — резкое, зачастую неправдоподобное преувеличение. Например, у Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал…». Особой разновидностью художественной речи является эзопов язык (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) — прием, к которому вынуждены были прибегать авторы, чтобы обойти цензурные запреты. Эзопов язык — это язык иносказаний и намеков, к которым цензор не может придраться, но которые читатель отлично понимает. Так, вместо «револю­ции» Чернышевский, например, говорил […]

Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение

Существует несколько систем стихосложения: силлаби­ческая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произволь­ном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в рус­ском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита в устной поэзии, а в литературе к ней впервые обратился Маяковский: Если ж с часами […]

Управление при однородных членах предложения

«Кто кого»? Следует обращать внимание на управление при однород­ных членах предложения в случаях, когда от них зависит одно слово. Например, в словосочетании покупать и продавать кни­ги слово книги одновременно зависит от обоих глаголов. И если каждый из однородных членов предложения требует при себе одной и той же формы, проблем не возникает. В таком случае естественно поставить зависимое слово в конце. Трудности возникают, если однородные члены предложе­ния требуют при себе разных […]

Что такое МОНОЛОГ

МОНОЛОГ — способ организации художественной речи, более или менее развернутое высказывание персонажа. Осо­бое значение приобретает в драме, но нередко встречается и в эпических произведениях. Монолог служит в основном для того, чтобы передать взгляды героя на жизнь, на ее важные проблемы («программные» монологи Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова, монологи Раскольникова в «Преступлении и на­казании» Достоевского). Нередко монолог служит и для рас­крытия внутреннего мира героя, являясь средством психоло­гизма («Герой нашего времени» […]

Определение — что такое тема произведения

При изучении школьного курса литературы мы имеем де­ло с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произве­дения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, те люди и их отношения, которые выбраны писателем для худо­жественного осмысления из всего многообразия типов […]

Род существительных

Вопросов, связанных с образованием форм слов, чрез­вычайно много. Ведь в русском языке есть существитель­ные, прилагательные и глаго­лы, числительные и местои­мения, наречия, союзы, ча­стицы, предлоги… Уже одну эту классификацию частей речи многие люди запомина­ют с трудом — что говорить о том «творческом беспорядке», который царит внутри каждой из указанных категорий? Мы остановимся лишь на несколь­ких сложных вопросах, потому что все это многообразие за­служивает отдельного — и весьма объемного — труда. Род […]

Народная этимология

Народная этимология Широко известны так называемые «народные этимоло­гии», когда некоторые слова (как правило, заимствованные) переосмысляются под влиянием того, как их понимает сам говорящий. Отсюда такое слово, как полуклиника, и совер­шенно понятно, как оно появилось. Поликлиника — это почти больница, ведь в ней работают врачи и можно полу­чить медицинскую помощь. Но, в то же время, это не боль­ница, не клиника в полной мере, ведь больные там не лечат­ся стационарно. Это клиника […]

Авторское отступление (лирическое отступление) определение

Авторское отступление (лирическое отступление) — Внесю­жетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного по­вествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации, рассуждение автора на философские, публицистические, эс­тетические, моральные и др. темы, воспоминания автора о событиях собственной жизни и т.д. Это важнейший элемент композиции произведения, благодаря которому создается осо­бая художественная атмосфера, устанавливается эмоциональ­ный контакт автора с читателем. Авторские отступления фор­мируют в читательском восприятии образ автора, раскрывают его […]

Трагикомедия определение

Трагикомедия — драматический жанр, совмещающий свой­ства комедии и трагедии. Для произведений, созданных в дан­ном жанре, характерна очень сложная, тонкая взаимосвязь трагического и комического: все события подразумевают мно­жество интерпретаций, серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комически­ми персонажами. Комизм здесь не несет в себе обличитель­ной функции, он призван представить ситуацию в новом, непривычном для зрителя освещении, разрушить усвоенные им ранее стереотипы. Привычная для зрителя логика в этом жанре отсутствует, подчеркивается […]

Потенциал — значение

Потенциал Каждая наша мысль должна быть самоценной; рас­суждая, человек постоянно обогащает свой внутренний, духовный потенциал. Никто не спорит с тем, что слово потенциал очень краси­вое. Так приятно, закинув руки за голову, на досуге думать о себе: «У меня такой потенциал…» А какое впечатление эти слова способны произвести на других! Применительно к человеку слово потенциал обозна­чает, кем человек мог бы стать, но кем он еще не являет­ся. Потенциал, то есть «совокупность […]

Представители символизма, определение

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в русской и мировой литературе воз­ник ряд течений, объединенных общим названием «декадентство». Эти течения ознаменовали собой отход от реалистических традиций и обращение как к иным методам (романтизм по пре­имуществу), так и к другим сферам действительности (психоло­гической действительности, действительности внутреннего мира человека в первую очередь). Не так давно на этом искусстве ле­жал ярлык «реакционности», снятый, однако, в последнее время Было признано высокое идейное и художественное достоинство многих […]

Комедия определение

Комедия (от греч. komos, ode — песнь, праздник в честь Диониса) — драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи класси­цизма) комедия считалась «низким» жанром. Жанровые чер­ты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие ко­медийного противоречия, противостояния (безобразного — прекрасному, ничтожного — возвышенному, ложного — ис­тинному и т.д.), присутствие «смеха» как незримого положи­тельного лица произведния, рельефно выписанные характе­ры, наличие алогизмов, каламбуров, карикатуры, […]

Что такое ПСИХОЛОГИЗМ

ПСИХОЛОГИЗМ — подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений и т.п. Психологически раскрываются обыкновенно характеры сложные и глубокие, очень часто — ищущие «правду», чутко воспринимающие окружающий мир (Печорин, Раскольников, Андрей Болконский, Пьер Безухов и т.п.). Крупнейшими писателями-психологами в русской литературе являются Лер­монтов, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов. О формах и приемах психологизма см. Внутренний монолог, Деталь художественная, «Диалектика души», Психологический анализ. […]

Драма определение

Драма (греч. drama, буквально — действие) — один из трех родов литературы, выделяемый наряду с эпосом и лири­кой. Драма — род искусства, связанный как с литературой, так и с театром. Характерные свойства драмы: сюжетность, драматическая напряженность действия, обусловленная обыч­но прямым противоборством героев, членение действия на сценические эпизоды, единство внешнего действия (Аристо­тель), концентрация внимания на замкнутых участках време­ни и пространства, непрерывность цепи высказываний геро­ев, условность образов, второстепенная роль или полное от­сутствие […]

Устойчивые сочетания

Сочетая несочетаемое Устойчивые сочетания близки к фразеологизмам, но причина их появления несколько иная. Если фразеологизм можно рассматривать как слово (по крайней мере, как це­лостную единицу, которую нельзя «разобрать на детали»), го устойчивое сочетание — это предпочтительный способ соединения одного слова с другими. Представьте себе, у слова есть свои предпочтения! С одними словами оно охот­но «дружит», а других, наоборот, сторонится. Чтобы ваша речь не несла на себе следов «борьбы» между словами, […]

Представители русского футуризма, определение

Русский футуризм имел внутри себя несколько течений, которые до определенной степени разнились по своим эстети­ческим установкам. Однако общим для всех футуристов было неприятие всяческого традиционного искусства, ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), а следователь­но, стремление в будущее. В области художественной формы это выразилось в попытке отказа от всей традиционной поэти­ки, в неограниченном словотворчестве; в области содержания — в откровенно эпатирующих буржуазную публику заявлениях и идеях. К футуризму относились такие поэты, как […]

Что такое ПОДТЕКСТ

ПОДТЕКСТ — художественный прием, при котором яв­ление, событие, чувство и т.п. не называются прямо. Автор лишь намекает на них, рассчитывая, что читатель сам домыс­лит недостающее. Подтекст поэтому требует довольно высо­кой культуры чтения, умения «читать между строк». Напри­мер, в строках Пушкина «Там некогда гулял и я, // Но вреден север для меня» («Евгений Онегин») содержится намек на взаимоотношения поэта с властью, которые повлекли за собой его «южную» ссылку. Особое значение подтекст […]

Что такое Лирика? Определение

Лирика (греч. — струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни и стихотворе­ния) — один из основных родов литературы, выделяемый на­ряду с эпосом и драмой. В пределах лирического произведе­ния действительность преломляется через чувства, мысли, впе­чатления, настроения автора (или героя). Основные черты ли­рического произведения: стихотворная форма, небольшой размер, эмоциональность, субъективность, выразительность всех художественных средств, отсутствие фабулы и событийно­сти, наличие лирического героя, наличие центрального образа-переживания (вместо описания события), обобщенный ха­рактер субъективных переживаний […]

Что такое КОМЕДИЯ

КОМЕДИЯ — драматический жанр, основанный на ко­мическом. В комедии смех вызывается прежде всего всякого рода несообразностями: противоречием между претензиями и возможностями, между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле, а также различными недоразумениями (напри­мер, одного принимают за другого и т.п.) Все перечисленные основы комизма присутствуют, например, в «Ревизоре» Гого­ля. В зависимости от того, какая разновидность комическою преобладает в том или ином произведении, комедии делятся на сатирические […]

Что такое композиция? Определение

Композиция (лат. сотропеrе — складывать, строить) — построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в ли­тературном произведении. Композиция скрепляет все элемен­ты произведения, подчиняя их авторской идее . Состав­ные элементы композиции: персонажи, происходящие собы­тия, художественные детали, монологи и диалоги, портре­ты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие звенья композиции, как повторы и вариации, становящиеся мотивами, умолчания и узнава­ния . Существуют различные типы […]

Как написать итоговое сочинение

Дорогие ребята! Вам предстоит трудное испытание — написать выпускное итоговое сочинение. На основе результатов этого сочинения будет осуществляться допуск к сдаче ЕГЭ по русскому языку Поэтому ваша задача сейчас — как можно лучше и тщатель­нее подготовиться к этой работе. В этой работе вы должны использовать произведения рус­ской и мировой литературы, приводить литературные приме­ры. Причем вы можете использовать не только прозаические произведения, но и лирические (стихотворения, поэмы), дра­матические, публицистические (очерки, эссе) — […]

Определение понятия «Характер»

ХАРАКТЕР по-гречески — отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т. д. Если тип — это проявление общего в индивидуальном, то характер — индивидуальное прежде всего. Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении к области темы, в то время как действует персонаж в сюжете. Характер есть некий комплекс […]