Category: Определения

Что такое АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ в литературном произведении – авторское понимание жизни и ее оценка, в частности, оценка изображенных характеров. В литературе существует ряд спосо­бов выражения авторской позиции. Это, в частности, прямое вы­сказывание автора (“Простите мне: я так люблю // Татьяну ми­лую мою!” Пушкина; “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” Толстого). Авторскую позицию может выражать и от­дельный герой, наиболее близкий автору (Чацкий в “Горе от ума” Грибоедова, Соня Мармеладова в […]

Сравнение определение

С метафорой сходно сравнение – сопоставление двух яв­лений по сходству: “Анчар, как грозный часовой” (Пушкин) Разница между сравнением и метафорой состоит в том, что в первом случае называются оба сопоставляемых явления, а во втором одно из них только подразумевается. Метафору по­этому часто называют скрытым сравнением. Сравнение может быть простым и развернутым. Разверну­тое сравнение предполагает детальное сопоставление явлений по ряду признаков – так сравнивает, например, Гоголь Собакевича со “средней величины медведем”. […]

Что такое ИДЕАЛ

ИДЕАЛ – авторское представление о высшей норме жиз­ни, то есть о том, каким должен быть человек и мир. Так, идеалом Толстого в “Войне и мире” было соединение людей на основе “простоты, добра и правды”, авторским идеалом Горького – свободный, сильный, прекрасный человек и т.п. Авторский идеал не всегда воплощается в произведении в прямой форме, иногда он присутствует как бы в скрытом виде. Так, в творчестве Щедрина (сказки, “История одного города” […]

Выбор правильного предлога

Нужно не только правильно образовывать формы слова – эти формы нужно еще и правильно соединять. Так что давайте посмотрим, с какого рода трудностями мы можем столкнуться при попытке это сделать. “На бильярде играть” запрещается? Выбор правильного предлога не всегда объясняется тра­дицией и непостижимыми “законами языка”. Он очень часто имеет достаточно очевидную мотивировку, а следовательно, является целесообразным. Конечно, для того чтобы понять это, нужно думать; и, возможно, без указания словаря или […]

Представители классицизма, определение

В своем развитии литература проходит ряд исторических этапов. На каждом из них мы легко обнаружим закономерно возникающую общность ряда писателей, близких в понимании действительности, в принципах изображения жизни, в художе­ственных особенностях и т.п. Такие литературные общности носят название литературных направлений. В основе каждо­го литературного направления лежит определенный художест­венный метод – наиболее общие принципы отбора, оценки и отражения явлений действительности в художественном произведении. Общность метода тесно связала с общностью мировоззрения писателей. […]

Определение юмора, сатиры, иронии и сарказма. Сходства и Различия

Противоположное свойство жизненных харак­теров – вызывать у нас смех своими нравственными недостат­ками, иногда даже уродствами – называется комическим. Ко­мическое имеет несколько разновидностей. Сатира – это резко отрицательное отношение автора к изображенным харак­терам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. Так, в комедии Грибоедова подвергаются сатирическому осмеянию типы крепостников-помещиков. Юмор представляет собой бо­лее мягкий смех, не ставящий целью обличение явления, – так, например, с юмором говорит А.С. Пушкин о Ленском, который “сердцем […]

Авторские отступления и Вставные эпизоды Определение

Помимо сюжетных эпизодов композиция включает в себя также внесюжетные элементы. К главным из них относятся авторские отступления и вставные эпизоды. В авторских (иначе – лирических) отступлениях автор высказывает свои мысли и чувства по поводу самых разных явлений жизни, час­то даже не имеющих никакой связи с событиями сюжета. Так, в “Евгении Онегине” автор, отвлекаясь от сюжета, вспомина­ет о своих лицейских годах, о войне 1812 года, размышляет о человеческой натуре, высказывает литературно-критические […]

Как отличить плеонастическое выражение он неплеонастического?

Как отличить плеонастическое выражение он неплеона­стического? В большинстве случаев срабатывает следующий критерий. Прилагательное (красивая девушка), приложение (летчик-космонавт), наречие (идти быстро) сообщают о дополнительной, необязательной, но существенной харак­теристике лица, предмета, действия. Что значит “необяза­тельной”? Это значит, что именуемое явление само по себе не обладает данной характеристикой. А следовательно, мы можем заменить эту характеристику на антоним или другую характеристику и в итоге получим осмысленное выражение: некрасивая девушка, летчик-испытатель (или просто лет­чик), идти […]

Онегинская строфа определение

Онегинская строфа – строфа из 14 строк, написанных че­тырехстопным ямбом. Три четверостишия с различной риф­мовкой (перекрестной, смежной, кольцевой) и две строчки со смежной рифмовкой. В первом четверостишии задается тема, в двух следующих – развитие темы, в двустишии – развязка (разрешение темы): Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених; Таков обычай деревенский; Все дочек прочили своих За полурусского соседа; Взойдет ли он, тотчас беседа Заводит слово стороной О скуке жизни […]

Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художествен­ного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, ми­ра вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функ­ция художественных деталей – характеризовать какого-либо героя (например, “лучистые глаза” характеризуют княжну Ма­рью в “Войне и мире” Толстого), нравы общества (так, “уезд­ной барышни альбом” в “Евгении Онегине” Пушкина характе­ризует нравы провинциального дворянства), психологическое состояние персонажа или лирического героя (например, в по­вести Чехова “Три года”: “Лаптев раскрыл его / […]