Рубрика: Определения

Что такое «Содержание и форма»

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — принятое со времен лекций по эстетике Г. Ф. В. Гегеля разделение произведения искусства на то, что воспроизведено в нем, и на средства этого воспроизведения. Речь идет о некой сущности сказанного художником и о ее воплощении. Отдельно друг от друга то и другое пребывать не может, хотя во времена, когда эстетическому не придавалось большого значения (в досоветской России — главным образом вторая половина XIX в.), внимание критики […]

Когда мы перешли «на вы»?

Когда мы перешли «на вы». Но для начала — немного истории. Местоимение вы при обращении к одному человеку в русском языке ис­пользовалось достаточно давно. Правда, очень нерегуляр­но. Норма и общепринятая практика были скорее противо­положными. Например, в «Слове о полку Игореве» мы на­ходим такую фразу: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы». А опричник Василий Грязной писал самому царю Ивану Грозному: «Не твоя б государскоя […]

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Комедия «Ревизор» в 1836 году наделала немало шума в обществе. Весна того года подарила зрителям истинный шедевр. Несмотря на то что прошло почти 170 лет с того времени, комедия не лишилась остроты и актуальности и сегодня. Николай Васильевич Гоголь отмечал, что Хлестаков — самый сложный персонаж пьесы. В замечаниях для актера, игравшего эту роль, Гоголь тщательно раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков оказался в роли ревизора абсолютно случайно и делает все […]

Определение Система персонажей художественного произведения

Система персонажей художественного произведения — со­отношение персонажей в композиционной системе произве­дения. Принято выделять произведения с вершинной систе­мой персонажей, одним главным героем (роман «Робинзон Крузо» Д. Дефо), и произведения с системой персонажей, равноправно участвующих в художественном действии (роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского). В произведении выделяют главных, второстепенных и эпизодических персо­нажей. Кроме того, в массовых сценах выделяются собира­тельные образы: народ, толпа (поэма «Кому на Руси жить хо­рошо» Н.А. Некрасова). Соотношение персонажей в […]

Определение понятия «Классицизм»

КЛАССИЦИЗМ — художественный метод и направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., частично проявившиеся и в искусстве (особенно архитектуре) XIX столетия, осознанно ориентированные на принципы искусства Античности, в основном римской. Латинское слово «classicus» «означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл образцового, понятие «классический» стало прилагаться к таким произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах». Образцовым поэтом считался Вергилий (I в. до н. э.), создатель «Энеиды». […]

Что такое «подводное течение» в пьесах А. П. Чехова? (на примере комедии «Вишневый сад»)

В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаенный смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием […]

Определение Пафос

Пафос (от греч. pathos — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — эмоционально-оценочное отношение писа­теля к тому, что он изображает. Пафос определяет общую эмо­циональную тональность произведения. Понятие «пафоса» было введено Аристотелем (пафос, этос, логос) и имело первона­чально лишь трагедийную окраску. Затем Гегель расширяет зна­чение данного термина, подразумевая под ним высокую страсть, торжественное постижение художником сущности изображае­мого. «В пафосе поэт является влюбленным в идею, как в прекрасное, живое существо . Пафос простое умственное […]

Умышленное нарушение целостности фразеологизмов

Нарушения целостности фразеологизмов и устойчивых сочетаний — достаточно распространенный тип ошибок. Но иногда они позволяют автору решить определенные комму­никативные задачи, то есть до­биться какого-либо эффекта. Искажение устойчивых со­четаний всегда имеет опреде­ленный эффект — как пра­вило, комический. И именно этот эффект при определенных условиях (например, в составе публицистического, юмористического текста или обычно­го диалога между друзьями) оправдывает эту «ошибку», превращает ее в допустимое и даже желательное, ценное языковое явление. Итак, искажение устойчивых […]

Что такое ИДЕЯ художественная

ИДЕЯ художественная — составная часть художествен­ного содержания (см. Содержание и форма), главная обоб­щающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении. Иногда идея формулируется самим автором в тексте художественного произведения (мораль в басне, «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» в «Войне и мире» Толстого и т.п.), но чаще она как бы «пропитывает» ху­дожественное произведение (например, идея христианской нравственности и безусловного неприятия «крови по совести» в романе Достоевского […]

Что такое Пейзаж? Определение

Пейзаж (от франц. pays — страна, местность) — изобра­жение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также сред­ством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы оли­цетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, сол­нца, луны. При этом употребляются постоянные эпите­ты: «ясное солнышко», «синие молнии», «кровавые зори». Подробные описания […]