Рубрика: Определения

Что такое ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ — вид пафоса, страдание и скорбь по каким-то возвышенным и безвозвратно утраченным ценно­стям. Трагической называют безвыходную ситуацию, порож­дающую у героя отчаяние, осознание невозможности жизни. В более широком смысле трагическое — это любое непоправи­мое несчастье. Трагическое очень часто опирается на трагиче­ский конфликт, который не может быть благополучно разре­шен, а часто и вовсе не имеет решения. Различают две разновидности трагических конфликтов: внешний, когда лич­ность противостоит неблагоприятным внешним условиям (на­пример, трагизм положения […]

Что такое РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ — творческий метод и литературное направле­ние в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основ­ной особенностью реализма является социальный анализ, ху­дожественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерно­сти общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное разнообразие реалистических произведений весьма велико. В рамках реализ­ма ставились такие проблемы, как проблема личности и […]

Идеография и фонетическое письмо

Идеография и фонетическое письмо Наш век — очень сложное время, когда потоки информации буквально обрушиваются на потребителя, будь то читатель или зритель. Неважно, кто он: узкий специалист, который, следя за новинками, хочет через информационное поле повысить свой профессиональный уровень, или просто знаток и любитель ху­дожественной литературы. Проблема, обозначенная в данном тексте, такова: фонети­ческое письмо, основой которого является алфавит, служило и служит человечеству на протяжении многих веков. Но со временем люди, […]

Нейтральная и экспрессивная лексика

Экспрессивно окрашенная лексика тесно связана с различиями в оценке. Более того, именно для выражения оценок она и существует. Так, в языке существует большое количество синонимических рядов, которые объединяют тождественные по смыслу, но кардинально различающие­ся по содержащейся в них оценке слова. Спектр оценок, которые способна передавать экспрессивно окрашенная лексика, очень широк. Об этом свидетельствует многообра­зие помет в словарях: высокое (предтеча), торжественное (свершения), риторическое (чаяния), ироническое (соблаго­волить), фамильярное (шушукаться), пренебрежительное (малевать) и […]

Что такое СТИХ И ПРОЗА

СТИХ И ПРОЗА — два основных типа ритмической ор­ганизации художественной речи. В стихотворной речи ритм гораздо более выражен, чем в прозе, он подчиняется единооб­разным закономерностям (например, регулярному и достаточ­но строгому чередованию ударных и безударных слогов). В построении прозаической фразы ритм также присутствует, но регулярности в нем не наблюдается. Стих и проза не разделе­ны непроходимой стеной, между ними возможны промежу­точные формы — так называемый верлибр (например, стихо­творение Блока «Она пришла с мороза…») […]

Что такое ДРАМА

ДРАМА — 1) литературный род, иначе называемый дра­матургией. Как и эпос, драма воспроизводит объективный мир, то есть людей, вещи, явления природы, предметы и т.п. Как и в эпосе, предметом драмы становятся события и дейст­вия людей, образующие драматический сюжет. Особенность драмы как литературного рода состоят в особой организации художественной речи. В отличие от эпоса в драме отсутствует’ повествование, а первостепенное значение приобретает пря­мая речь героев, их диалоги и монологи. От авторской […]

Омографы

Особое внимание следует уделить правильному употреблению омографов — слов, которые пишут­ся одинаково, но различаются ударением: отзыв — отзыв, наголо — наголо, заржаветь — заржаветь, проклятый — проклятый, характерный -характерный, забронировать — забронировать, атлас — атлас, броня — броня и др. Между этими словами всегда есть существенное смысловое различие. И их смысл напрямую зависит от того, как мы ставим ударение. Например, отзыв (так сказать, «вызов наоборот») — это не то же […]

Мистерия определение

Мистерия (греч. misterion — таинство, тайна) — драмати­ческий жанр, зародившийся в Средние века и возникший на основе литургической драмы. Мистерии включали в себя как сцены религиозного характера (сюжеты Библии и Евангелия), так и интермедии («Мистерия страстей господних» Арнуля Гребана (середина XV в.)). Из мистерии выделился миракль, сюжетом которого стал рассказ о греховных заблуждениях ге­роя и его спасительном раскаянии . Также мистерия спо­собствовала зарождению моралите и фарса. Со временем язык мистерий […]

Что такое «Строфа»

СТРОФА — группа стихов, повторяющаяся по признакам объема, системы рифмовки (клаузул) и размера (либо соотношения размеров). Именно повторяющаяся. Говорят и об «одиночных строфах», которые часты в малых жанрах, эпиграммах, эпитафиях, посвящениях, мадригалах, альбомных записях. Ho это не строгое обозначение. «Граница между вольной рифмовкой и одиночной строфой условна; наибольшей длиной последних считают 8-10 строк». Окончания стиха, начиная с последнего ударения, именуются клаузулами. Они могут рифмоваться и не рифмоваться. То или иное […]

Что такое АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ

АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ (иначе — лирические отступления) — высказывания лирического, публицистиче­ского, философского и т.п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда и личности реального автора. В композиции произведения авторские от­ступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, связаны с основ­ным действием очень слабо. Большое количество авторских отступлений присутствует в «Евгении Онегине» Пушкина, «Мертвых душах» Гоголя, «Войне и мире» Толстого, «Масте­ре и Маргарите» Булгакова и […]