Category: Определения

Что такое Роман? Определение

Роман (франц. roman or contre roman – рассказ на романском языке) – один из больших повествовательных прозаических жанров, воссоздающий всестороннюю картину жизни обще­ства в тот или иной период через глубокий анализ частной человеческой судьбы, дающий характеры в их многограннос­ти, в развитии и становлении. В центре внимания романис­та – судьбы обыкновенных людей, их будничная, повседнев­ная жизнь. Первоначально слово “роман” обозначало пове­ствовательное произведение на каком-либо романском язы­ке. Позже термин этот получил свое современное […]

ЮМОР определение

ЮМОР – вид пафоса, основанный на комическом. В от­личие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комиче­ского в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма и помогает человеку преодолевать драматические и даже трагические ситуации. Юмор является существенной стороной эмоционального мира таких произведений, как “Сказка о попе и работнике его Бал­де” Пушкина, “Ночь перед Рождеством” и “Женитьба” Гого­ля, “Вишневый […]

Что такое Повтор (рефрен)? Определение

Повтор (рефрен) – повторение одних и тех же слов (звуков, конструкций) в тексте, придающее речи ясность и четкость. Относится к стилистическим фигурам прибавления. Существу­ют следующие виды повторов: анафора (греч. anaphora – вы­несение) – единоначатие: “Пока свободою горим, Пока сер­дца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души пре­красные порывы!”; эпифора (греч. epiphora – добавка) – повтор концовки: “Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зо­вет их в гости”; кольцо (просаподосис […]

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ Реализм стилистически изощрен не меньше какого-нибудь рококо, но суть стилистической работы писателя-реали­ста принципиально иная: не украшательство и эпатаж, а поиск наиболее точной художественной формулы для “упаковки” мысли – вот что тревожит прозаика. Так, “Капитанская дочка” Пушкина – настоящая “про­за поэта”: немногословная, точная, потрясающе метафо­ричная. Чего стоит одно только первое появление Емельяна Пугачева перед читателями повести и перед Петрушей Гриневым: “Вдруг увидел я что-то черное. “Эй, ямщик! – за­кричал […]

Определение понятия “Лирика”

ЛИРИКА – род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме – не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый обобщенный род. Как правило, в нем очень мало конкретных деталей, портретных черт, почти не бывает […]

Что такое “Интерьер в литературе”

ИНТЕРЬЕР в литературе – образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни. Автору необязательно описывать то, что само собой разумеется для читателя, к которому он адресуется. Так, Пушкин, создавая “Евгения Онегина” для людей в общем своего круга, преимущественно петербуржцев, лишь с “галантерейной” точки зрения описывает в первой главе “кабинет / Философа в осьмнадцать лет”, а в начале второй заметно подробнее – […]

Композиция Определение

С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде все­го, по-разному могут быть расположены события самого сю­жета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической по­следовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория Павла и Николая Пет­ровича в “Отцах и детях” И.С.Тургенева); наконец, последо­вательность событий может быть специально […]

Персонаж определение

Важнейшую роль в произведении, особенно в эпическом и драматическом, играют персонажи (герои). Персонаж – это действующее лицо произведения, чаще всего вымышленная личность, воплощающая в себе определенный характер. Обыч­но персонажи – это люди, но могут быть и животные, и пред­меты, и фантастические существа (в баснях, сказках). В персонаже автор воплощает и объективные свойства того ими иного характера, и свое эмоциональное отношение к ним. Рассмотрим основные приемы, с помощью которых созда­стся образ […]

Что такое КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и направление в европейской и русский литературе XVII-XVIII веков. В России к нему можно отнести творчество таких писателей, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Крылов. В Рос­сии классицизм носил главным образом просветительский ха­рактер и основывался на культе Разума; классицисты выступали за образование и просвещение, развитие науки и культуры. Метод классицизма сводился к достаточно абст­рактному противопоставлению добра и зла, добродетелей и пороков. В художественной области классицисты ориентиро­вались на образцы […]

Что такое Портрет? Определение

Портрет (франц. portrait – изображать) – описание внеш­ности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения – жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, ре­чью, является важнейшим средством характеристики персо­нажа. Типическое и индивидуальное – важнейшие составля­ющие художественного портрета. Описание внешности героя способствует раскрытию его характера. Портреты использу­ются в эпосе; в лирике и драме […]