Category: Определения

Управление при однородных членах предложения

“Кто кого”? Следует обращать внимание на управление при однород­ных членах предложения в случаях, когда от них зависит одно слово. Например, в словосочетании покупать и продавать кни­ги слово книги одновременно зависит от обоих глаголов. И если каждый из однородных членов предложения требует при себе одной и той же формы, проблем не возникает. В таком случае естественно поставить зависимое слово в конце. Трудности возникают, если однородные члены предложе­ния требуют при себе разных […]

Что такое МОНОЛОГ

МОНОЛОГ – способ организации художественной речи, более или менее развернутое высказывание персонажа. Осо­бое значение приобретает в драме, но нередко встречается и в эпических произведениях. Монолог служит в основном для того, чтобы передать взгляды героя на жизнь, на ее важные проблемы (“программные” монологи Чацкого в “Горе от ума” Грибоедова, монологи Раскольникова в “Преступлении и на­казании” Достоевского). Нередко монолог служит и для рас­крытия внутреннего мира героя, являясь средством психоло­гизма (“Герой нашего времени” […]

Определение – что такое тема произведения

При изучении школьного курса литературы мы имеем де­ло с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произве­дения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, те люди и их отношения, которые выбраны писателем для худо­жественного осмысления из всего многообразия типов […]

Род существительных

Вопросов, связанных с образованием форм слов, чрез­вычайно много. Ведь в русском языке есть существитель­ные, прилагательные и глаго­лы, числительные и местои­мения, наречия, союзы, ча­стицы, предлоги… Уже одну эту классификацию частей речи многие люди запомина­ют с трудом – что говорить о том “творческом беспорядке”, который царит внутри каждой из указанных категорий? Мы остановимся лишь на несколь­ких сложных вопросах, потому что все это многообразие за­служивает отдельного – и весьма объемного – труда. Род […]

Народная этимология

Народная этимология Широко известны так называемые “народные этимоло­гии”, когда некоторые слова (как правило, заимствованные) переосмысляются под влиянием того, как их понимает сам говорящий. Отсюда такое слово, как полуклиника, и совер­шенно понятно, как оно появилось. Поликлиника – это почти больница, ведь в ней работают врачи и можно полу­чить медицинскую помощь. Но, в то же время, это не боль­ница, не клиника в полной мере, ведь больные там не лечат­ся стационарно. Это клиника […]

Авторское отступление (лирическое отступление) определение

Авторское отступление (лирическое отступление) – Внесю­жетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного по­вествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации, рассуждение автора на философские, публицистические, эс­тетические, моральные и др. темы, воспоминания автора о событиях собственной жизни и т.д. Это важнейший элемент композиции произведения, благодаря которому создается осо­бая художественная атмосфера, устанавливается эмоциональ­ный контакт автора с читателем. Авторские отступления фор­мируют в читательском восприятии образ автора, раскрывают его […]

Трагикомедия определение

Трагикомедия – драматический жанр, совмещающий свой­ства комедии и трагедии. Для произведений, созданных в дан­ном жанре, характерна очень сложная, тонкая взаимосвязь трагического и комического: все события подразумевают мно­жество интерпретаций, серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комически­ми персонажами. Комизм здесь не несет в себе обличитель­ной функции, он призван представить ситуацию в новом, непривычном для зрителя освещении, разрушить усвоенные им ранее стереотипы. Привычная для зрителя логика в этом жанре отсутствует, подчеркивается […]

Потенциал – значение

Потенциал Каждая наша мысль должна быть самоценной; рас­суждая, человек постоянно обогащает свой внутренний, духовный потенциал. Никто не спорит с тем, что слово потенциал очень краси­вое. Так приятно, закинув руки за голову, на досуге думать о себе: “У меня такой потенциал…” А какое впечатление эти слова способны произвести на других! Применительно к человеку слово потенциал обозна­чает, кем человек мог бы стать, но кем он еще не являет­ся. Потенциал, то есть “совокупность […]

Представители символизма, определение

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в русской и мировой литературе воз­ник ряд течений, объединенных общим названием “декадентство”. Эти течения ознаменовали собой отход от реалистических традиций и обращение как к иным методам (романтизм по пре­имуществу), так и к другим сферам действительности (психоло­гической действительности, действительности внутреннего мира человека в первую очередь). Не так давно на этом искусстве ле­жал ярлык “реакционности”, снятый, однако, в последнее время Было признано высокое идейное и художественное достоинство многих […]

Комедия определение

Комедия (от греч. komos, ode – песнь, праздник в честь Диониса) – драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи класси­цизма) комедия считалась “низким” жанром. Жанровые чер­ты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие ко­медийного противоречия, противостояния (безобразного – прекрасному, ничтожного – возвышенному, ложного – ис­тинному и т.д.), присутствие “смеха” как незримого положи­тельного лица произведния, рельефно выписанные характе­ры, наличие алогизмов, каламбуров, карикатуры, […]