Рубрика: Определения

Определение понятия «Повествователь»

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — условная фигура в эпосе, вымышленный посредник между автором и читателем, тот, кто сообщает обо всем происходящем в произведении, сам не участвуя в событиях, находясь вне данного образного мира. По своему кругозору он близок к автору. В «Капитанской дочке» Петр Гринев как «автор» записок — повествователь, а он же в молодости — персонаж. В «Герое нашего времени» повествователь — офицер-литератор. Еще более условными повествователями являются гусляры, якобы поющие «Песню […]

Определение Дума (жанр)

Дума — жанр русской литературы, стихотворение, содер­жащее размышления поэта на патриотическую, обществен­ную, историческую, философскую или нравственную тему. В русской литературе данный жанр представлен в творчестве К.Ф. Рылеева («Дмитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Державин»), АВ. Кольцова («Думы»), М.Ю. Лермонтова («Дума»), в советской — в творчестве Э. Багрицкого («Дума про Опанаса»), Термин «дума» также использовался для обозначения произведений украинского фольклора, ис­полняемых кобзарями и напоминающих русские былины и исторические песни. Глоссарий: что такое […]

Что такое Интерьер? Определение

Интерьер — описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер явля­ется важнейшим средством характеристики персонажа. Опи­сание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера «Одиссея» читаем: После того как вошли они в дом Одиссеев высокий, Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил В копьехранилище гладкое, где еще много стояло Копий других Одиссея, могучего духом в несчастьях. После […]

ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР определение

ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР — действительность, создан­ная автором в произведении и условно подобная реальному миру. В изображенном мире, как и в мире реальном, есть люди, события, предметы, пейзаж, чувства и переживания чело­века и т.п. По характеру художественной условности изобра­женный мир может быть жизнеподобным, отражающим реальную действительность «в формах самой жизни» (выра­жение Белинского), или фантастическим (см. Фантастика). Примером первого может быть изображенный мир в таких произведениях, как «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Вон […]

Что такое Рассказ? Определение

Рассказ — малый повествовательный жанр, небольшое про­заическое произведение. Отличительные черты жанра рас­сказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя со­бытии, небольшое количество действующих лиц, ограниче­ние художественного пространства произведения и показ ав­тором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выра­зительной концовки, иногда — присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в творчестве П. Мериме, Ги де Мопассана, Д. Лондона, Ф. Кафки, А. Камю, в русской литературе — […]

Определение понятия «Рифма»

РИФМА — «созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой» [8, с. 328]. Возникла в поэзии Средних веков. В XVI в. был возрожден стих без рифм, как в Античности (например, у Шекспира). Употребителен в драме, но встречается и в лирике («…Вновь я посетил…» Пушкина), реже в эпосе — обычно в небольших произведениях (например, у Жуковского), если это не переводы античных поэм. Стих, который предполагает сознательный […]

Определение Элегия

Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня) — ли­рическое стихотворение эмоционального содержания, проник­нутое настроением грусти, тоски. Обычно написано от пер­вого лица, не имеет четкой композиции. Жанр элегии воз­ник в VII в. до н.э. в Греции (Каллин, Тиртей). И сначала элегии были ориентированы на политическую жизнь обще­ства, затем в античной поэзии основной темой элегии стано­вится любовь (Катулл, Овидий). Форма античной элегии — элегический дистих. Те же самые свойства сохраняет элегия […]

Определение Что такое Сравнение?

Сравнение (лат. comparatio) — сопоставление двух предме­тов или явлений на основе общего признака. В сравнениях употребляются сравнительные союзы («как», «словно», «буд­то», «как будто», «точно»). Примеры сравнений: «Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной» (А.С. Пушкин), «Как луч зари, как розы Леля, Прекрасен цвет ее ланит; Как у мадонны Рафаэля, Ее молчанье говорит» (М.Ю. Лермонтов), «И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной» (М.Ю. Лермонтов), «Как дух […]

Что такое Эпос? Определение

Эпос (греч. epos — слово, повествование, рассказ) — по­вествовательный род литературы, выделяемый наряду с ли­рикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета — жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людь­ми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса — изображение уже происшедших событий, максималь­ная свобода автора в освоении художественного времени и про­странства, наличие широкого спектра литературно-изобрази­тельных средств (портреты, прямые характеристики, пейза­жи, диалоги, монологи, интерьеры), широта охвата жизнен­ного материала (частная, общественная […]

Риторический вопрос и обращение определения

К синтаксическим средствам языка принадлежат также ри­торические фигуры: риторическое обращение — обращение к отсутствующему или абстрактному «собеседнику» («О Рус Из моего прекрасного далека вижу тебя…», Н.В. Гоголь); риторический вопрос — вопрос, не предполагающий ответа «И духовно навеки почил?» — риторический вопрос лирического героя Н.А. Некрасова русскому народу), восклицание («О весна без конца и без краю!», А. Блок). По сравнению с речью бытовой, разговорной художественная речь обладает повышенной ритмичностью. Это ощущается даже […]