Рубрика: Определения

Определение понятия «Гипербола»

ГИПЕРБОЛА — преувеличение. И. С. Рижский писал: «Когда сочинитель даже до невероятности увеличит… своим выражением то, о чем он говорит, то сей троп есть гипербола; например: дождь ведром льет; или: глуп как стена… Гипербола и ирония вообще показывают чрезвычайный восторг сочинителева воображения…» [12, с. 20]. Гиперболу рассматривают в одном ряду с такими условными образами, как олицетворения, символы, аллегории, эмблемы [4, с. 326- 328], хотя это нелогично: преувеличение — не тот […]

Сюжет и конфликт Определение

Система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание, называется художественной формой. Следует учесть, что между содержанием и формой невозможно провести абсолютную границу, некоторые элементы произведения но­сят двойственный — формально-содержательный — характер. Таков, например, сюжет — последовательность, система собы­тий и действий героев художественного произведения. Сюжет занимает одно из важнейших мест в произведении, особенно эпическом и драматическом. В сюжете произведения воплоща­ются человеческие отношения, проясняется их социальный и нравственный смысл. В основе […]

Что такое МЕТАФОРА

МЕТАФОРА — вид иносказания, перенос значения с од­ного слова на другое по сходству признаков. Например, в строке Пушкина «Пока свободою горим…» последнее слово выступает в метафорическом значении — в смысле «страстно желаем свободы, стремимся к ней». Метафора представляет собой скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот: так, выражение «изумрудная трава» подразумева­ет сравнение «трава, как изумруд». Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Глоссарий: сочинение […]

Капризные деепричастия

Капризные деепричастия Деепричастие — это форма глагола, которая обозначает признак действия (а точнее, дополняет действие, обозначае­мое сказуемым). По этой причине субъект действия, обозна­чаемого деепричастием, всегда совпадает с субъектом пред­ложения, выражаемым подлежащим: Войдя, он снял шляпу (он вошел и снял шляпу). Различение субъекта предложения и субъекта дееприча­стия — достаточно распространенная ошибка в употребле­нии деепричастий, ср. известный шуточный пример Чехо­ва: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. В этом примере субъект деепричастия […]

Определение Что такое Синекдоха?

Синекдоха (греч. synekdohe — соотнесение) — вид метони­мии, стилистическая фигура, в основе которой — обозначение количества (называние целого частью, замена множественного числа единственным, большего количества — меньшим, и на­оборот). Пример синекдохи: употребление слова «звук» в зна­чении «целое слово»: «Москва! Как много в этом звуке Для сер­дца русского слилось!» (А.С. Пушкин); употребление имен соб­ственных как нарицательных (для обозначения большего коли­чества): «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» […]

Определение понятия «Аллегория»

Аллегория — иносказательный образ, закрепленный традицией или разъясненный в его обобщенном и отвлеченном значении. Так, для Лермонтова те, кто привели к гибели великого поэта, — «Свободы, Гения и Славы палачи!». В «Цицероне» Ф. И. Тютчева римский оратор «поздно встал — и на дороге / Застигнут ночью Рима был!», видел кровавый «закат звезды» римской славы, т. е. родился и жил во времена не расцвета Римского государства, а его упадка. Аллегория предполагает […]

Определение понятия «Идея»

ИДЕЯ художественная (эстетическая) — образная эмоциональная мысль, определяющая глубинный уровень содержания произведения (см.: Содержание и форма). Обычно она составляет основу содержания, но не всегда, поэтому некоторые теоретики не считают ее обязательно присутствующей во всяком произведении. Так, выдающийся филолог XX в. MJL Гаспаров писал о «пейзажном стихотворении А. А. Фета «Это утро, радость эта…», что «идей в нем попросту нет, если не считать идеей, например, утверждение «весна — это прекрасно!»; стихи […]

Определение Сюжет

Сюжет (от франц. sujet — предмет, содержание) — разви­тие действия, ход событий в повествовательных и драмати­ческих произведениях (в лирике сюжет встречается редко). Впервые этот термин был употреблен классицистами П. Кор­нелем и Н. Буало. Драматурги французского классицизма и Просвещения подразумевали под сюжетом заимствованные из прошлого истории, которые они могли в переработанном виде воплощать на сцене. В понимании термина «сюжет» они следовали традиции Аристотеля. Одновременно был в упот­реблении и термин «фабула» (от […]

Что такое ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД

ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД — один из внесюжетных элементов композиции. Обыкновенно имеет относи­тельно законченный самостоятельный сюжет и свою систему персонажей, не связанную с сюжетом и системой персона­жей основного повествования. Используется для расширения рамок изображаемого. Вставными эпизодами очень богата, например, поэма Гоголя «Мертвые души»: «Повесть о капита­не Копейкине», притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифови­че, изображение судеб умерших и беглых крестьян (Максима Телятникова, Абакума Фырова и др.) Вводные эпизоды широ­ко используются также […]

Художественная речь определение

Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе («языке») художественного произведения надо выде­лить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя — один из важней­ших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет свойственную ему речевую манеру, выражающую особенности его характера, уровень образованности, социальное положение и т.д. Сладкие, […]