Рубрика: Определения

Двусмысленные ошибки в русском языке

Неприятно, когда в наших словах неожиданно возни­кает неуместный сексуальный или физиологический под­текст. Автор вроде бы не имеет в виду «ничего такого», но то ли из-за небрежности, то ли в силу незнания подбирает такие слова для выражения своей приличной и понятной мысли, что у окружающих «волосы дыбом становятся». Приведем несколько примеров из школьных сочинений. Суворов был настоящим мужчиной и спал с про­стыми солдатами. Нечаянный физиологизм… В про­сторечии и разговорной речи глагол […]

Что такое КУЛЬМИНАЦИЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ — сюжетный элемент (см. Сюжет), момент высшего напряжения и обострения конфликта, когда он более не в состоянии развиваться и приводить в движение развитие действия, а должен быть так или иначе разрешен, по этому за кульминацией обыкновенно сразу же следует развязка. Так, в «Горе от ума» Грибоедова кульминацией является последняя сцена (непосредственно перед финальным монологом Чацкого и его отъездом), в которой выясняется притворство Молчалина в его отношении к Софье, а […]

Определение понятия «Гротеск»

ГРОТЕСК — вид условной фантастической образности, соединение в одном образе и образном мире правдоподобного, естественного с заведомо невозможным в реальности. Название гротесков получили орнаменты, найденные в конце XV в. Рафаэлем при раскопках подвалов императора Тита — «гротов». На них человеческие фигуры и их части причудливо срастались с растениями, телами животных и фантастических существ. Прием был откровенно условным, чисто декоративным. Он знаменовал утрату в императорском Риме веры в богов и мифологические […]

Что такое Эпопея? Определение

Эпопея (греч. epopoia, от epos — слово, повествование и poieo — творю) — самый большой монументальный эпиче­ский жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три ос­новные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи — национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи — национальное пре­дание; 3) эпический мир отделен от современности абсолют­ной эпической дистанцией [7]. Древние и средневековые эпо­пеи складывались из серии преданий, сказаний, легенд, объе­диненных образом одного героя. Для древних эпопей […]

Определение Стансы

Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально — по­мещение, комната, обстановка) — небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоя­щее из композиционно замкнутых строф (каждая строфа содержит законченную мысль и представляет собой синтак­сический период) [14]. Родиной стансов является Италия (А. Полициано «Стансы на турнир»), затем данный жанр был широко распространен в английской литературе (П. Рон- сар, Дж. Байрон «Стансы к Августе», П.Б. Шелли «Стан­сы, написанные близ Неаполя в часы уединения»), […]

Определение Эпиграмма

Эпиграмма (греч. epigramma, буквально — надпись) — не­большое стихотворение сатирического содержания. Перво­начально эпиграммой называли надпись на воинских доспехах, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари. В античной поэзии существовали эпиграммы посвятитель­ные (посвящены богам), дидактические, надгробные, описательные, любовные, застольные, сатирические . В не­которых произведениях такого рода присутствовали черты эпи­тафии или элегии (эпиграммы Сенеки и Катулла). Для на­писания эпиграмм использовали элегический дистих. В римской литературе наиболее широко произведения дан­ного жанра были представлены […]

Что такое «Символ в литературе»

СИМВОЛ в литературе Нового времени — многозначный, принципиально неисчерпаемый иносказательный образ, исключающий лишь абсолютно противоположные трактовки, намекающий на некие мировые сущности, которые нельзя адекватно определить словами. Незнакомка в стихотворении А. А. Блока — это символ несбывшихся надежд на торжество Вечной Женственности, воплощение неких новых тайн, мечта, заменяющая реальность, образ красоты среди безобразия и вообще почти все, что могут подсказать ассоциации. Символ, будучи как минимум элементом семантики художественного текста, а не […]

Художественные детали — определение

В способах создания образа и выра­жения авторского отношения весьма существенную роль игра­ют художественные детали — минимальные художественные подробности, описанные в произведении предметы и явления окружающего мира. Из них складываются пейзажные картины, портрет, изображение привычек и образа жизни героя и т.п. За­частую деталь обладает и самостоятельным значением, выражая сущность той или иной ситуации, того или иного характе­ра. Возможность дать широкое художественное обобщение и немногих словах — вот что прежде всего привлекает […]

Политкорректность в языке

Политкорректность Время от времени каждому из нас приходится слышать о политкорректности. Это слово, по всей видимости, уже стало частью русского языка, поскольку фиксируется в не­которых словарях. И многим из нас известно, что появи­лось это слово в Америке, где движение за политкоррект­ность давно наложило отпечаток на жизнь общества. Но тем не менее, употребляя это название, мы вряд ли пред­ставляем себе, каких демонов вызываем на собственную голову. Случай с понятием политкорректности особенно […]

Представители социалистический реализма, определение

В начале XX в. в России возникает новая разновидность реалистического метода — социалистический реализм, ос­новоположником которого был М. Горький («Враги», «Мать» и др.) и к которому затем присоединились такие писатели, как Серафимович, Фадеев, Шолохов. Н. Островский, А. Толстой, отчасти некоторые другие писатели довоенного и послевоен­ного времени. Социалистический реализм, объявленный в 1934 году основным и ведущим методом советской литерату­ры, требовал от писателя «правдивого, исторически конкрет­ного изображений действительности в ее революционном раз­витии». […]

Портрет героя определение

Широко распространенным является такой способ созда­ния образа, как портрет героя, — примеры такого рода не­трудно отыскать в литературе самостоятельно. Заметим толь­ко, что портретная характеристика часто служит средством выражения авторского отношения к персонажу; например, у А.П. Чехова героиня «при встрече со знакомыми вытягивала шею, как змея из молодой ржи», — здесь сразу чувствуется отрицательное отношение автора. Для создания образа часто применяется также описание «среды обитания» героя, вещей, которые его окружают, комнат, […]

Определение понятия «Эпитет»

ЭПИТЕТ — поэтическое определение, не утратившее своей свежести. Эпитеты встречаются в стихах и в прозе, могут быть словом в прямом значении или в переносном (.метафорой, метонимией и т. д.), иметь форму прилагательного или какую-нибудь иную: «гордый внук славян», «ныне дикой тунгус», «друг степей калмык» у А. С. Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — строка заканчивается эпитетом), «терпкой печалью напоила» у А. А. Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…»), «засадила […]

Градация определение

Градация — нарастание (климакс) или ослабление (антикли­макс) того или иного признака в употребляемой фразе. Это нарастание или ослабление может быть выражено сравнениями, эпитетами, метафорами, образами. Относится к синтак­сическим фигурам усиления. Пример градации (климакс): Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин) И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута […]

Что такое Баллада? Определение

Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую) — лиро-эпический жанр, стихотворение, в основе которого какой-либо остродраматический сюжет, не­обыкновенный случай. Истоки данного жанра — в произведе­ниях фольклора (народных преданиях и легендах). Жанровые особенности баллады: наличие сюжета с мистическим элемен­том, наличие пейзажа в зачине баллады (иногда и в конце), диалог персонажей или монолог, обращенный к условному со­беседнику, музыкальность (в балладе синтезированы черты пес­ни и рассказа). Существовали баллады исторические, ге­роические, […]

Анафора, повтор, антитеза определение

Помимо тропов, в речевой ткани произведения играют значительную роль так называемые синтаксические фигуры, служащие для придания речи особой экспрессивной вырази­тельности. Одной из наиболее распространенных синтаксических фигур является повтор в разных его видах. Существует про­стой словесный повтор: «Повторить согласен снова: // Коль не знаешь — не толкуй. // Сабантуй — одно лишь слово // «Сабантуй». Но сабантуй // Может в голову ударить…» (А. Твардовский). Повтор в начале строки (преимущественно стихотворной) называется […]

На украине или в украину?

Не менее сложную и занятную головоломку предложила нам независимость Украины: вдруг выяснилось, что можно говорить не только на Украине, на Украину, с Украины, но и в Украине, в Украину, из Украины. Различие между предлогами в я на вроде бы очевидно: в основном значении предлог в обозначает нахождение внутри (в столе, в книге), а предлог на — нахождение на поверхно­сти (на столе, на книге). Но когда мы употребляем эти пред­логи с […]

Определение понятия «Портрет»

ПОРТРЕТ литературного персонажа — «описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться» [5, с. 296]. В литературе с ее невещественными словесными образами портрет помогает выделить персонаж из числа других и выполняет характеристическую функцию, в Новое время — преимущественно социальную и психологическую. Тот факт, насколько персонаж красив, для сюжета может играть роль, а может и не играть. В «Евгении Онегине» […]

Что такое АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ в литературном произведении — авторское понимание жизни и ее оценка, в частности, оценка изображенных характеров. В литературе существует ряд спосо­бов выражения авторской позиции. Это, в частности, прямое вы­сказывание автора («Простите мне: я так люблю // Татьяну ми­лую мою!» Пушкина; «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Толстого). Авторскую позицию может выражать и от­дельный герой, наиболее близкий автору (Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова, Соня Мармеладова в […]

Сравнение определение

С метафорой сходно сравнение — сопоставление двух яв­лений по сходству: «Анчар, как грозный часовой» (Пушкин) Разница между сравнением и метафорой состоит в том, что в первом случае называются оба сопоставляемых явления, а во втором одно из них только подразумевается. Метафору по­этому часто называют скрытым сравнением. Сравнение может быть простым и развернутым. Разверну­тое сравнение предполагает детальное сопоставление явлений по ряду признаков — так сравнивает, например, Гоголь Собакевича со «средней величины медведем». […]

Что такое ИДЕАЛ

ИДЕАЛ — авторское представление о высшей норме жиз­ни, то есть о том, каким должен быть человек и мир. Так, идеалом Толстого в «Войне и мире» было соединение людей на основе «простоты, добра и правды», авторским идеалом Горького — свободный, сильный, прекрасный человек и т.п. Авторский идеал не всегда воплощается в произведении в прямой форме, иногда он присутствует как бы в скрытом виде. Так, в творчестве Щедрина (сказки, «История одного города» […]

Выбор правильного предлога

Нужно не только правильно образовывать формы слова — эти формы нужно еще и правильно соединять. Так что давайте посмотрим, с какого рода трудностями мы можем столкнуться при попытке это сделать. «На бильярде играть» запрещается? Выбор правильного предлога не всегда объясняется тра­дицией и непостижимыми «законами языка». Он очень часто имеет достаточно очевидную мотивировку, а следовательно, является целесообразным. Конечно, для того чтобы понять это, нужно думать; и, возможно, без указания словаря или […]

Представители классицизма, определение

В своем развитии литература проходит ряд исторических этапов. На каждом из них мы легко обнаружим закономерно возникающую общность ряда писателей, близких в понимании действительности, в принципах изображения жизни, в художе­ственных особенностях и т.п. Такие литературные общности носят название литературных направлений. В основе каждо­го литературного направления лежит определенный художест­венный метод — наиболее общие принципы отбора, оценки и отражения явлений действительности в художественном произведении. Общность метода тесно связала с общностью мировоззрения писателей. […]

Определение юмора, сатиры, иронии и сарказма. Сходства и Различия

Противоположное свойство жизненных харак­теров — вызывать у нас смех своими нравственными недостат­ками, иногда даже уродствами — называется комическим. Ко­мическое имеет несколько разновидностей. Сатира — это резко отрицательное отношение автора к изображенным харак­терам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. Так, в комедии Грибоедова подвергаются сатирическому осмеянию типы крепостников-помещиков. Юмор представляет собой бо­лее мягкий смех, не ставящий целью обличение явления, — так, например, с юмором говорит А.С. Пушкин о Ленском, который «сердцем […]

Авторские отступления и Вставные эпизоды Определение

Помимо сюжетных эпизодов композиция включает в себя также внесюжетные элементы. К главным из них относятся авторские отступления и вставные эпизоды. В авторских (иначе — лирических) отступлениях автор высказывает свои мысли и чувства по поводу самых разных явлений жизни, час­то даже не имеющих никакой связи с событиями сюжета. Так, в «Евгении Онегине» автор, отвлекаясь от сюжета, вспомина­ет о своих лицейских годах, о войне 1812 года, размышляет о человеческой натуре, высказывает литературно-критические […]

Как отличить плеонастическое выражение он неплеонастического?

Как отличить плеонастическое выражение он неплеона­стического? В большинстве случаев срабатывает следующий критерий. Прилагательное (красивая девушка), приложение (летчик-космонавт), наречие (идти быстро) сообщают о дополнительной, необязательной, но существенной харак­теристике лица, предмета, действия. Что значит «необяза­тельной»? Это значит, что именуемое явление само по себе не обладает данной характеристикой. А следовательно, мы можем заменить эту характеристику на антоним или другую характеристику и в итоге получим осмысленное выражение: некрасивая девушка, летчик-испытатель (или просто лет­чик), идти […]

Онегинская строфа определение

Онегинская строфа — строфа из 14 строк, написанных че­тырехстопным ямбом. Три четверостишия с различной риф­мовкой (перекрестной, смежной, кольцевой) и две строчки со смежной рифмовкой. В первом четверостишии задается тема, в двух следующих — развитие темы, в двустишии — развязка (разрешение темы): Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених; Таков обычай деревенский; Все дочек прочили своих За полурусского соседа; Взойдет ли он, тотчас беседа Заводит слово стороной О скуке жизни […]

Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художествен­ного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, ми­ра вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функ­ция художественных деталей — характеризовать какого-либо героя (например, «лучистые глаза» характеризуют княжну Ма­рью в «Войне и мире» Толстого), нравы общества (так, «уезд­ной барышни альбом» в «Евгении Онегине» Пушкина характе­ризует нравы провинциального дворянства), психологическое состояние персонажа или лирического героя (например, в по­вести Чехова «Три года»: «Лаптев раскрыл его / […]

Что такое Роман? Определение

Роман (франц. roman or contre roman — рассказ на романском языке) — один из больших повествовательных прозаических жанров, воссоздающий всестороннюю картину жизни обще­ства в тот или иной период через глубокий анализ частной человеческой судьбы, дающий характеры в их многограннос­ти, в развитии и становлении. В центре внимания романис­та — судьбы обыкновенных людей, их будничная, повседнев­ная жизнь. Первоначально слово «роман» обозначало пове­ствовательное произведение на каком-либо романском язы­ке. Позже термин этот получил свое современное […]

ЮМОР определение

ЮМОР — вид пафоса, основанный на комическом. В от­личие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комиче­ского в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма и помогает человеку преодолевать драматические и даже трагические ситуации. Юмор является существенной стороной эмоционального мира таких произведений, как «Сказка о попе и работнике его Бал­де» Пушкина, «Ночь перед Рождеством» и «Женитьба» Гого­ля, «Вишневый […]

Что такое Повтор (рефрен)? Определение

Повтор (рефрен) — повторение одних и тех же слов (звуков, конструкций) в тексте, придающее речи ясность и четкость. Относится к стилистическим фигурам прибавления. Существу­ют следующие виды повторов: анафора (греч. anaphora — вы­несение) — единоначатие: «Пока свободою горим, Пока сер­дца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души пре­красные порывы!»; эпифора (греч. epiphora — добавка) — повтор концовки: «Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зо­вет их в гости»; кольцо (просаподосис […]