Рубрика: Определения

Язык падонкафф

«Падонки»! Как это ни парадоксально, но по-настоящему негра­мотно писать может только тот, кто умеет писать грамотно. Одна из отличительных черт языка «падонкафф», который не так давно «взорвал» Интернет, — и не столько языка, сколько правописания — заключается в намеренном, систе­матическом нарушении орфографических норм. Другими словами, ошибку необходимо допускать каждый раз, ког­да это возможно. Отсюда превед — первая гласная может писаться как е и как и, а вторая не может, так […]

Что такое РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ — творческий метод и литературное на­правление, возникшее первоначально в Европе, а затем и в России в конце XVIII — начале XIX веков (Байрон, Шелли, А. Шенье, В. Гюго, Жуковский, Батюшков, ранний Пушкин, Ры­леев и др.). Впоследствии романтизм оказался вполне жизне­ способным методом и неоднократно возникал в литературе вплоть до современности (Лермонтов, Фет, Тютчев, Блок, Горький и др.). В основе романтизма лежит противоречие ме­жду идеалом и действительностью, которое романтики рас­сматривали как […]

Научная этимология

Научная этимология Вообще-то этимология — это очень точная наука. Чтобы выстроить полноценную гипотезу о происхождении того или иного слова, иногда нужно собрать и осмыслить очень боль­шое количество фактов. Прежде всего, надо выяснить, когда слово появилось в языке, и хорошо, если ученому удастся натолкнуться на его первые употребления. Во-вторых, надо четко оценить условия, в которых слово возникло, и выявить причины, которые привели к его появлению. Наконец, если слово является заимствованным, то […]

Что такое РЕМАРКИ

РЕМАРКИ — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени дейст­вия, тона и интонации произносимых героями монологов и ре­плик, отдельных мизансцен и т.п. Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века (в творчестве Чехова, Гopько­го и др.) ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение (например, ремар­ка, […]

Эпиграф Определение

Эпиграф (греч. epigrafe — надпись, заглавие) — обычно цитата из художественного произведения другого автора или фольклора, канонизированных религиозных текстов (Еван­гелия и т.д.), выражающая основную мысль произведения или вводящая читателя в эмоциональную атмосферу произ­ведения. Эпиграф может предшествовать как всему произ­ведению в целом (следует после заглавия), так и отдельным главам. Так, эпиграфом к повести «Капитанская дочка» слу­жит пословица «Береги честь смолоду». Кроме того, А.С. Пуш­кин дает эпиграфы к каждой главе повести, используя […]

Определение понятия «Жанр»

ЖАНР — разновидность рода литературы, создаваемая исторически складывающимся комплексом тех или иных элементов и качеств содержания и формы. В разных литературах, в разных эстетических системах это разные комплексы, поэтому все попытки теоретиков создать универсальную классификацию жанров, применимую к любым литературам, эпохам их развития и литературным общностям, были неудачны, схоластичны. Одно и то же явление может по-разному называться (слову «roman» — «роман», закрепившемуся в большинстве языков континентальной Европы, соответствуют английское «novel», […]

Что такое ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ — неповтори­мые черты и свойства того или иного литературного произве­дения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Художественное своеобразие часто про­является в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п. (например, различное понимание сущности и назначения поэзии у Пушкина, Лермонтова, Не­красова и т.п., противоположная трактовка образа разночин­ца-демократа у Тургенева и Чернышевского). В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выяв­ляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов […]

Качества хорошей речи

Особо следует сказать о качествах хорошей речи. Они были выделены еще в древние времена, но их значимость со­храняется до сих пор. Человек, который хочет претендовать на статус хорошо владеющего родным языком, должен стре­миться к их реализации. Уместность — соответствие речи ситуации, обстоятель­ствам, условиям, в которых она произносится или (когда мы имеем дело с письменной формой) функционирует. Российский лингвист Л.П. Крысин в статье «Языковая нор­ма и речевая практика» приводит очень характерный […]

Классификация и виды рифмы

Основные классификации По месту ударения Мужская (с ударением на последнем слоге): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А.С. Пушкин) Женская (с ударением на предпоследнем слоге): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… (М.Ю. Лермонтов) Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге): Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, […]

Что такое ЭПИГРАФ

ЭПИГРАФ — небольшой текст, предваряющий произведе­ние или его часть. Эпиграф берется или из художественного произведения, или из фольклора (пословицы, фрагменты песен и т.п.), или же представляет собой текст, специально придуманный самим автором (эпиграф к «Евгению Онегину» Пушкина). Эпи­граф может определять тему повествования («Она была девушка, она была влюблена» — к третьей главе «Евгения Онегина»), кратко выражать основную идею («Береги честь смолоду» — к «Капитанской дочке» Пушкина), ставить проблему («Так кто […]