Category: Определения

СТРОФИКА, виды строф

СТРОФИКА Двустишие – простейшая форма строфы, при этом риф­муются соседние строки: Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль. (А.С. Пушкин) Терцет (трехстишие) – строфа из трех стихов. Существу­ют три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха зарифмованы, третий – нет; 3) два стиха зарифмованы, тре­тий имеет рифму в смежной строфе . Пример терцета: В начале жизни школу помню я; Там нас, детей […]

Можно ли обойтись без иностранных слов?

Можно без “чужеземщины”?! Следует различать заимствованные и иноязычные сло­ва. Заимствованное слово лишь по своему происхождению является иноязычным, но на практике оно давно освоено системой языка и его носителями. Иногда это означает, что заимствованное слово не воспринимается как заимствован­ное, – оно давно стало привычным и “родным”, мы уже не можем представить себе жизни без него. За примерами далеко ходить не надо: математика, философия, история, грамматика, анафема, ангел, епископ, демон, икона, монах, […]

Водевиль определение

Водевиль (франц. vaudeville – от Vau de Vire – название долины в Нормандии, ставшей родиной водевиля) – легкая комедийная пьеса с занимательной интригой. Основные жан­ровые черты водевиля: в основе сюжета какая-либо бытовая ситуация, стремительный ритм, легкие, остроумные диало­ги, персонажи – яркие и выразительные характеры, наличие шуток, каламбуров, обрамление действия музыкой, песнями и танцами. Сначала водевилем во Франции называли песен­ки в ярмарочных комедиях, затем водевиль оформился как са­мостоятельный жанр (водевили Э. […]

Что такое гимн (жанр)

Гимн (греч. hymnos – хвала) – стихотворение хвалебного содержания, истоки жанра – в религиозной лирике, в мо­литве. Основные элементы гимна: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть). В эпоху античности гимны слагали в честь богов и героев (“гомеровские гимны”). В Древней Греции существовали гимны, посвященные Апол­лону, – пеаны, Дионису – дифирамбы, гимны, сопро­вождавшие шествия, – просодии, гимны для девичьих хо­ров – парфении, гимны, сопровождавшиеся пляской, – гипорхемы. В Средние века […]

Что такое “Юмор”

ЮМОР – разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние человека или явления, нередко “одобрение под маской осмеяния”. Классические юмористические персонажи – Дон Кихот и Санчо Панса М. Сервантеса, мистер Пиквик Ч. Диккенса, герои “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя. В литературе XX в. значительна роль юмора в серьезных произведениях В. М. Шукшина, В. И. Белова и др. Юмористика составляет один из специализированных “литературных рядов”, в котором юмор становится жанрово-стилевой основой […]

Что такое Поэма? Определение

Поэма (греч, poiema – творение) – большое многочаст­ное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, лиро-эпический жанр. Основные жанровые свойства поэмы: широта повествования, наличие разверну­того сюжета и глубокая разработка образа лирического героя. Истоки данного жанра – в античных и средневековых эпо­пеях. Характерные свойства античных поэм-эпопей: широта охвата действительности, в центре внимание автора – важ­нейшее общественно-историческое событие, установка на на­родное мировосприятие, наличие большого количества пер­сонажей, изображение ярких, разносторонних характеров, наличие единства действия, связывающего […]

Что такое ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ – Внесюжетный элемент композиции произведения, изображение статичных, не изменяющихся предметов и явлений: деталей портрета, пейзажа, мира вещей. Во время описания не происходит никаких событий, сюжет как бы “за­стывает”. В художественном произведении описания очень важны, поскольку характеризуют того или иного героя (напри­мер, описание вещей в кабинете Онегина, портрет Собакевича и т.п.), создают определенную эмоциональную атмосферу (на­пример, пейзаж в романах Тургенева), иногда передают автор­ское отношение к изображаемому (например, описание рес­торана в “Грибоедове” […]

Силлабическое стихосложение

Силлабическое стихосложение – система стихосложения, основанная на следующих принципах: равное количество сло­гов в стихотворной строке, с четким ударением в середине строки ,и на предпоследнем слоге в стихе. При этом рифму­ются соседние строки. В России силлабическое стихосложение широко распространилось в XVII – первой половине XVIII века (С. Полоцкий, Д. Ростоцкий, В. Тредиаковский, А. Кан­темир, Ф. Прокопович). Автором термина “силлабический стих” является Симеон Полоцкий. Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай […]

Иностранное слово употребляемое с русским акцентом

Иностранное, но с русским акцентом Заимствованное слово, прежде всего, проходит “фонети­ческую адаптацию”. Другими словами, оно приспосаблива­ется к системе звуков конкретного (в нашем случае русского) языка. Человек, толком не владеющий английским языком, может сколько угодно долго думать, что слово риелтор ан­глийское. Нет, нет и нет! Это уже русское слово. Ведь соглас­ный звук [р] произносится в нем по-русски, в том числе и на конце слова, и это самое очевидное. Менее очевидно, что […]

Определение Тема. Содержание художественного произведения

Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и яв­лений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведе­ния – сюжет, образный строй, язык. Часто тема содержит­ся в заголовке произведения (роман “Преступление и наказа­ние” Ф.М. Достоевского, роман “Отцы и […]