Category: Определения

Двусмысленные ошибки в русском языке

Неприятно, когда в наших словах неожиданно возни­кает неуместный сексуальный или физиологический под­текст. Автор вроде бы не имеет в виду “ничего такого”, но то ли из-за небрежности, то ли в силу незнания подбирает такие слова для выражения своей приличной и понятной мысли, что у окружающих “волосы дыбом становятся”. Приведем несколько примеров из школьных сочинений. Суворов был настоящим мужчиной и спал с про­стыми солдатами. Нечаянный физиологизм… В про­сторечии и разговорной речи глагол […]

Что такое КУЛЬМИНАЦИЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ – сюжетный элемент (см. Сюжет), момент высшего напряжения и обострения конфликта, когда он более не в состоянии развиваться и приводить в движение развитие действия, а должен быть так или иначе разрешен, по этому за кульминацией обыкновенно сразу же следует развязка. Так, в “Горе от ума” Грибоедова кульминацией является последняя сцена (непосредственно перед финальным монологом Чацкого и его отъездом), в которой выясняется притворство Молчалина в его отношении к Софье, а […]

Определение понятия “Гротеск”

ГРОТЕСК – вид условной фантастической образности, соединение в одном образе и образном мире правдоподобного, естественного с заведомо невозможным в реальности. Название гротесков получили орнаменты, найденные в конце XV в. Рафаэлем при раскопках подвалов императора Тита – “гротов”. На них человеческие фигуры и их части причудливо срастались с растениями, телами животных и фантастических существ. Прием был откровенно условным, чисто декоративным. Он знаменовал утрату в императорском Риме веры в богов и мифологические […]

Что такое Эпопея? Определение

Эпопея (греч. epopoia, от epos – слово, повествование и poieo – творю) – самый большой монументальный эпиче­ский жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три ос­новные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи – национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи – национальное пре­дание; 3) эпический мир отделен от современности абсолют­ной эпической дистанцией [7]. Древние и средневековые эпо­пеи складывались из серии преданий, сказаний, легенд, объе­диненных образом одного героя. Для древних эпопей […]

Определение Стансы

Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально – по­мещение, комната, обстановка) – небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоя­щее из композиционно замкнутых строф (каждая строфа содержит законченную мысль и представляет собой синтак­сический период) [14]. Родиной стансов является Италия (А. Полициано “Стансы на турнир”), затем данный жанр был широко распространен в английской литературе (П. Рон- сар, Дж. Байрон “Стансы к Августе”, П.Б. Шелли “Стан­сы, написанные близ Неаполя в часы уединения”), […]

Определение Эпиграмма

Эпиграмма (греч. epigramma, буквально – надпись) – не­большое стихотворение сатирического содержания. Перво­начально эпиграммой называли надпись на воинских доспехах, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари. В античной поэзии существовали эпиграммы посвятитель­ные (посвящены богам), дидактические, надгробные, описательные, любовные, застольные, сатирические . В не­которых произведениях такого рода присутствовали черты эпи­тафии или элегии (эпиграммы Сенеки и Катулла). Для на­писания эпиграмм использовали элегический дистих. В римской литературе наиболее широко произведения дан­ного жанра были представлены […]

Что такое “Символ в литературе”

СИМВОЛ в литературе Нового времени – многозначный, принципиально неисчерпаемый иносказательный образ, исключающий лишь абсолютно противоположные трактовки, намекающий на некие мировые сущности, которые нельзя адекватно определить словами. Незнакомка в стихотворении А. А. Блока – это символ несбывшихся надежд на торжество Вечной Женственности, воплощение неких новых тайн, мечта, заменяющая реальность, образ красоты среди безобразия и вообще почти все, что могут подсказать ассоциации. Символ, будучи как минимум элементом семантики художественного текста, а не […]

Художественные детали – определение

В способах создания образа и выра­жения авторского отношения весьма существенную роль игра­ют художественные детали – минимальные художественные подробности, описанные в произведении предметы и явления окружающего мира. Из них складываются пейзажные картины, портрет, изображение привычек и образа жизни героя и т.п. За­частую деталь обладает и самостоятельным значением, выражая сущность той или иной ситуации, того или иного характе­ра. Возможность дать широкое художественное обобщение и немногих словах – вот что прежде всего привлекает […]

Политкорректность в языке

Политкорректность Время от времени каждому из нас приходится слышать о политкорректности. Это слово, по всей видимости, уже стало частью русского языка, поскольку фиксируется в не­которых словарях. И многим из нас известно, что появи­лось это слово в Америке, где движение за политкоррект­ность давно наложило отпечаток на жизнь общества. Но тем не менее, употребляя это название, мы вряд ли пред­ставляем себе, каких демонов вызываем на собственную голову. Случай с понятием политкорректности особенно […]

Представители социалистический реализма, определение

В начале XX в. в России возникает новая разновидность реалистического метода – социалистический реализм, ос­новоположником которого был М. Горький (“Враги”, “Мать” и др.) и к которому затем присоединились такие писатели, как Серафимович, Фадеев, Шолохов. Н. Островский, А. Толстой, отчасти некоторые другие писатели довоенного и послевоен­ного времени. Социалистический реализм, объявленный в 1934 году основным и ведущим методом советской литерату­ры, требовал от писателя “правдивого, исторически конкрет­ного изображений действительности в ее революционном раз­витии”. […]