Рубрика: Определения

Что такое ИДЕЯ художественная

ИДЕЯ художественная — составная часть художествен­ного содержания (см. Содержание и форма), главная обоб­щающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении. Иногда идея формулируется самим автором в тексте художественного произведения (мораль в басне, «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» в «Войне и мире» Толстого и т.п.), но чаще она как бы «пропитывает» ху­дожественное произведение (например, идея христианской нравственности и безусловного неприятия «крови по совести» в романе Достоевского […]

Что такое Пейзаж? Определение

Пейзаж (от франц. pays — страна, местность) — изобра­жение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также сред­ством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы оли­цетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, сол­нца, луны. При этом употребляются постоянные эпите­ты: «ясное солнышко», «синие молнии», «кровавые зори». Подробные описания […]

Определение понятия «Повествователь»

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — условная фигура в эпосе, вымышленный посредник между автором и читателем, тот, кто сообщает обо всем происходящем в произведении, сам не участвуя в событиях, находясь вне данного образного мира. По своему кругозору он близок к автору. В «Капитанской дочке» Петр Гринев как «автор» записок — повествователь, а он же в молодости — персонаж. В «Герое нашего времени» повествователь — офицер-литератор. Еще более условными повествователями являются гусляры, якобы поющие «Песню […]

Определение Дума (жанр)

Дума — жанр русской литературы, стихотворение, содер­жащее размышления поэта на патриотическую, обществен­ную, историческую, философскую или нравственную тему. В русской литературе данный жанр представлен в творчестве К.Ф. Рылеева («Дмитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Державин»), АВ. Кольцова («Думы»), М.Ю. Лермонтова («Дума»), в советской — в творчестве Э. Багрицкого («Дума про Опанаса»), Термин «дума» также использовался для обозначения произведений украинского фольклора, ис­полняемых кобзарями и напоминающих русские былины и исторические песни. Глоссарий: что такое […]

Что такое Интерьер? Определение

Интерьер — описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер явля­ется важнейшим средством характеристики персонажа. Опи­сание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера «Одиссея» читаем: После того как вошли они в дом Одиссеев высокий, Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил В копьехранилище гладкое, где еще много стояло Копий других Одиссея, могучего духом в несчастьях. После […]

ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР определение

ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР — действительность, создан­ная автором в произведении и условно подобная реальному миру. В изображенном мире, как и в мире реальном, есть люди, события, предметы, пейзаж, чувства и переживания чело­века и т.п. По характеру художественной условности изобра­женный мир может быть жизнеподобным, отражающим реальную действительность «в формах самой жизни» (выра­жение Белинского), или фантастическим (см. Фантастика). Примером первого может быть изображенный мир в таких произведениях, как «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Вон […]

Что такое Рассказ? Определение

Рассказ — малый повествовательный жанр, небольшое про­заическое произведение. Отличительные черты жанра рас­сказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя со­бытии, небольшое количество действующих лиц, ограниче­ние художественного пространства произведения и показ ав­тором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выра­зительной концовки, иногда — присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в творчестве П. Мериме, Ги де Мопассана, Д. Лондона, Ф. Кафки, А. Камю, в русской литературе — […]

Определение понятия «Рифма»

РИФМА — «созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой» [8, с. 328]. Возникла в поэзии Средних веков. В XVI в. был возрожден стих без рифм, как в Античности (например, у Шекспира). Употребителен в драме, но встречается и в лирике («…Вновь я посетил…» Пушкина), реже в эпосе — обычно в небольших произведениях (например, у Жуковского), если это не переводы античных поэм. Стих, который предполагает сознательный […]

Определение Элегия

Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня) — ли­рическое стихотворение эмоционального содержания, проник­нутое настроением грусти, тоски. Обычно написано от пер­вого лица, не имеет четкой композиции. Жанр элегии воз­ник в VII в. до н.э. в Греции (Каллин, Тиртей). И сначала элегии были ориентированы на политическую жизнь обще­ства, затем в античной поэзии основной темой элегии стано­вится любовь (Катулл, Овидий). Форма античной элегии — элегический дистих. Те же самые свойства сохраняет элегия […]

Определение Что такое Сравнение?

Сравнение (лат. comparatio) — сопоставление двух предме­тов или явлений на основе общего признака. В сравнениях употребляются сравнительные союзы («как», «словно», «буд­то», «как будто», «точно»). Примеры сравнений: «Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной» (А.С. Пушкин), «Как луч зари, как розы Леля, Прекрасен цвет ее ланит; Как у мадонны Рафаэля, Ее молчанье говорит» (М.Ю. Лермонтов), «И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной» (М.Ю. Лермонтов), «Как дух […]

Что такое Эпос? Определение

Эпос (греч. epos — слово, повествование, рассказ) — по­вествовательный род литературы, выделяемый наряду с ли­рикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета — жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людь­ми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса — изображение уже происшедших событий, максималь­ная свобода автора в освоении художественного времени и про­странства, наличие широкого спектра литературно-изобрази­тельных средств (портреты, прямые характеристики, пейза­жи, диалоги, монологи, интерьеры), широта охвата жизнен­ного материала (частная, общественная […]

Риторический вопрос и обращение определения

К синтаксическим средствам языка принадлежат также ри­торические фигуры: риторическое обращение — обращение к отсутствующему или абстрактному «собеседнику» («О Рус Из моего прекрасного далека вижу тебя…», Н.В. Гоголь); риторический вопрос — вопрос, не предполагающий ответа «И духовно навеки почил?» — риторический вопрос лирического героя Н.А. Некрасова русскому народу), восклицание («О весна без конца и без краю!», А. Блок). По сравнению с речью бытовой, разговорной художественная речь обладает повышенной ритмичностью. Это ощущается даже […]

Конфликт Определение

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение, удар, борь­ба, бой) — острое столкновение, противоборство, противо­речие, возникающее между персонажами, либо героем и об­стоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Тео­рия конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Эта­пы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) оп­ределяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, а его разрешение передает ос­новную идею произведения . Существуют следующие виды конфликтов: локальный (предполагает возможность […]

Язык падонкафф

«Падонки»! Как это ни парадоксально, но по-настоящему негра­мотно писать может только тот, кто умеет писать грамотно. Одна из отличительных черт языка «падонкафф», который не так давно «взорвал» Интернет, — и не столько языка, сколько правописания — заключается в намеренном, систе­матическом нарушении орфографических норм. Другими словами, ошибку необходимо допускать каждый раз, ког­да это возможно. Отсюда превед — первая гласная может писаться как е и как и, а вторая не может, так […]

Что такое РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ — творческий метод и литературное на­правление, возникшее первоначально в Европе, а затем и в России в конце XVIII — начале XIX веков (Байрон, Шелли, А. Шенье, В. Гюго, Жуковский, Батюшков, ранний Пушкин, Ры­леев и др.). Впоследствии романтизм оказался вполне жизне­ способным методом и неоднократно возникал в литературе вплоть до современности (Лермонтов, Фет, Тютчев, Блок, Горький и др.). В основе романтизма лежит противоречие ме­жду идеалом и действительностью, которое романтики рас­сматривали как […]

Научная этимология

Научная этимология Вообще-то этимология — это очень точная наука. Чтобы выстроить полноценную гипотезу о происхождении того или иного слова, иногда нужно собрать и осмыслить очень боль­шое количество фактов. Прежде всего, надо выяснить, когда слово появилось в языке, и хорошо, если ученому удастся натолкнуться на его первые употребления. Во-вторых, надо четко оценить условия, в которых слово возникло, и выявить причины, которые привели к его появлению. Наконец, если слово является заимствованным, то […]

Что такое РЕМАРКИ

РЕМАРКИ — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени дейст­вия, тона и интонации произносимых героями монологов и ре­плик, отдельных мизансцен и т.п. Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века (в творчестве Чехова, Гopько­го и др.) ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение (например, ремар­ка, […]

Эпиграф Определение

Эпиграф (греч. epigrafe — надпись, заглавие) — обычно цитата из художественного произведения другого автора или фольклора, канонизированных религиозных текстов (Еван­гелия и т.д.), выражающая основную мысль произведения или вводящая читателя в эмоциональную атмосферу произ­ведения. Эпиграф может предшествовать как всему произ­ведению в целом (следует после заглавия), так и отдельным главам. Так, эпиграфом к повести «Капитанская дочка» слу­жит пословица «Береги честь смолоду». Кроме того, А.С. Пуш­кин дает эпиграфы к каждой главе повести, используя […]

Определение понятия «Жанр»

ЖАНР — разновидность рода литературы, создаваемая исторически складывающимся комплексом тех или иных элементов и качеств содержания и формы. В разных литературах, в разных эстетических системах это разные комплексы, поэтому все попытки теоретиков создать универсальную классификацию жанров, применимую к любым литературам, эпохам их развития и литературным общностям, были неудачны, схоластичны. Одно и то же явление может по-разному называться (слову «roman» — «роман», закрепившемуся в большинстве языков континентальной Европы, соответствуют английское «novel», […]

Что такое ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ — неповтори­мые черты и свойства того или иного литературного произве­дения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Художественное своеобразие часто про­является в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п. (например, различное понимание сущности и назначения поэзии у Пушкина, Лермонтова, Не­красова и т.п., противоположная трактовка образа разночин­ца-демократа у Тургенева и Чернышевского). В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выяв­ляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов […]

Качества хорошей речи

Особо следует сказать о качествах хорошей речи. Они были выделены еще в древние времена, но их значимость со­храняется до сих пор. Человек, который хочет претендовать на статус хорошо владеющего родным языком, должен стре­миться к их реализации. Уместность — соответствие речи ситуации, обстоятель­ствам, условиям, в которых она произносится или (когда мы имеем дело с письменной формой) функционирует. Российский лингвист Л.П. Крысин в статье «Языковая нор­ма и речевая практика» приводит очень характерный […]

Классификация и виды рифмы

Основные классификации По месту ударения Мужская (с ударением на последнем слоге): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А.С. Пушкин) Женская (с ударением на предпоследнем слоге): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… (М.Ю. Лермонтов) Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге): Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, […]

Что такое ЭПИГРАФ

ЭПИГРАФ — небольшой текст, предваряющий произведе­ние или его часть. Эпиграф берется или из художественного произведения, или из фольклора (пословицы, фрагменты песен и т.п.), или же представляет собой текст, специально придуманный самим автором (эпиграф к «Евгению Онегину» Пушкина). Эпи­граф может определять тему повествования («Она была девушка, она была влюблена» — к третьей главе «Евгения Онегина»), кратко выражать основную идею («Береги честь смолоду» — к «Капитанской дочке» Пушкина), ставить проблему («Так кто […]

Определение Дифирамб

Дифирамб (греч. dithyrambos — песнь) — стихотворение, близкое по форме гимну или оде. Жанр возник в Древней Греции как хоровая песнь, посвященная богу виноделия Ди­онису. Дифирамб возник в рамках культа бога Диониса, или Вакха, и сопровождался оргиастическим танцем, определен­ной мимикой, музыкой, небольшим диалогом (между запе­валой и хором). Текст дифирамба сочетал в себе черты эпоса (описание приключений героя), лирики (свое отноше­ние к изображаемым событиям) и драмы (драматический ди­алог). Расцвет данного жанра […]

Что такое ОБРАЗ художественный

ОБРАЗ художественный — универсальная форма отраже­ния действительности в искусстве и, в частности, в литературе. Образ условно подобен реальности (см. Условность), он отра­жает ее не «один к одному», а по законам художественности, то есть обобщает, типизирует (см. Типическое). В образе сочетает­ся конкретность и обобщение: так, Базаров в «Отцах и детях» Тургенева является одновременно и вполне конкретным чело­веком, наделенным своеобразными и неповторимыми чертами характера, поведения, внутреннего мира и т.п., и воплощением существенных, […]

Благодаря — какая часть речи

Благодаря Прежде всего, необходимо разобраться, с какой частью речи мы имеем дело. В современном русском языке слово благодаря может быть предлогом (благодаря его помощи) или деепричастием от глагола благодарить. Предлог бла­годаря является производным, а образовался он от деепри­частия, и этим отчасти объясняются ошибки в употребле­нии предлога. Напомним, что предлог служит для обозначения свя­зи между словами (поступил благодаря своему упорству), а деепричастие обозначает сопутствующее, побочное действие (уходил, благодаря хозяев за гостеприимство). […]

Определение Сонет

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — сти­хотворение из 14 строк, разделенное на два катрена (четверо­стишия) и два терцета (трехстишия). В катренах повторяют­ся две рифмы, в терцетах — две или три. Характерные поэти­ческие черты сонета: музыкальность, нормативность количе­ства рифм, наличие в сонете 154 слогов (при этом количество слогов в катренах должно было быть на один больше, чем в терцетах), нормативность способов рифмовки, исключение по­втора какого-либо слова, наличие точки […]

Что такое РИФМОВКА

РИФМОВКА — расположение рифмующихся строк в сти­хе. Существуют три основных типа рифмовки: парная (иначе смежная), когда рифмуются между собой две соседних строчки («Пружина чести, наш кумир! // И вот на чем вертится мир!»), перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т.д. («Во глубине сибирских руд // Храните гор­дое терпенье. // Не пропадет ваш скорбный труд // И дум высо­кое стремленье») и кольцевая (иначе — опоясывающая), ког […]

Определение ода

Ода (греч. ode — песня) — патетическое, торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Сначала одой считалась всякая торжественная песнь, пред­назначенная для хорового исполнения (оды Сапфо, Пинда­ра). Черты жанровой определенности (прославление вельмож­ных особ и торжественных событий) ода обретает в творчестве поэта Квинта Горация Флакка, прославляющего императора Октавиана Августина [60]. В эпоху Возрождения и эпоху ба­рокко поэты (П. Ронсар, Дж. Драйден, Р. Векерлин) ори­ентированы на античные образцы. В эпоху классицизма ода […]

Что такое Повесть? Определение

Повесть — средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп пове­ствования, равномерное распределение сюжетного напряже­ния по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, ро­мантическое или нравоучительное содержание. В древнерус­ской литературе повестью называли житийные, новеллисти­ческие, агиографические и летописные произведения («По­весть временных […]