Особенности композиции по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Мы почти всегда извиняем то, что понимаем.

М. Ю. Лермонтов

Одним из самых известных и значительных произведений М. Ю. Лермонтова стал роман «Герой нашего времени». Это история одной личности, вместившей в себя противоречия целого исторического периода, пороки и ценности всего поколения, переживания и чувства всего времени; история о человеке, пытающемся найти себя, свое место среди людей.

Чтобы раскрыть характер главного героя должным образом, автор меняет порядок глав в романе и дает читателю возможность увидеть Печорина глазами

трех повествователей: Максима Максимыча, путешествующего офицера и самого Григория Александровича.

Отличается от хронологической последовательности повестей не только их положение в романе, но и дата публикации. Первой была напечатана повесть «Бэла» в марте 1839 года, в том же году вышла в свет повесть «Фаталист». В 1840 году были опубликованы сначала «Тамань», затем «Максим Максимыч». «Княжна Мери» появилась в первом издании романа. А в 1841 году в роман вошло и предисловие.

Первые главы ведутся от лица второстепенных героев: «Бэла» рассказывается почти полностью Максимом Максимычем,

«Максим Максимыч» — путешествующим офицером. Таким образом, Лермонтов сначала дает внешний портрет Печорина, некоторые события, произошедшие с ним; Григорий Александрович становится человеком, которого стоило бы осудить и отвергнуть, а на название книги сказать: «Да это злая ирония!», — как писал Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина».

«Роман дает нам сначала услышать о Печорине, потом посмотреть на него, потом раскрывает перед нами его дневник», — писал один литературный критик. Главы расположены так, что читатель постепенно открывает для себя характер Григория Александровича, увидев его снаружи, может узнать его изнутри. Кроме того, с главами меняется и характер Печорина. В «Тамани» он еще молод, неопытен, но с каждой главой это постепенно исчезает. В разных повестях он контактирует с разными людьми, каждый раз находится в разном обществе. И в каждом образуется конфликт между Печориным и людьми. Он приносит страдания окружающим, заставляет их быть несчастным; они тоже не приносят ему счастья. Он ищет себя, но не находит. И постепенно на смену любви приходит разочарование, на смену дружбе — усталость и раздражение.

Данная композиция позволяет нам постепенно понять внутренний мир героя. «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Кроме того, многие узнают себя в данном герое. Время меняется — проблемы, чувства, отношения между людьми остаются, поэтому вопросы, поднятые «Герое нашего времени», актуальны и по сей день. «Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..»

Сначала Печорин вызывал огромное осуждение, в конце же он понят и оправдан. Читатель видит в нем огромную душу, потерянного человека, героя своего времени — в том человеке, который сначала вызывал лишь отвращение. Но, увы, мы всегда извиняем лишь тогда, когда понимаем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение 15.3 учитель.
Особенности композиции по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Categories: Школьные сочинения