Ответы на вопросы — Горький

Известно, что М. Горький был очень музыкален. Каковы истоки музыкальности писателя, какую музыку он любил, с кем из композиторов, музыкантов был знаком?

А.М. Горький в детские и отроческие годы познакомился с на­родной и бытовой песней, романсами в доме Кашириных, на ули­цах, в трактирах Н. Новгорода. Из писем писателя и воспоминаний современников известно, что двоюродные братья Горького, дядя Яков Каширин были музыкально одаренными людьми. Будущий писатель слушал песни и романсы, исполняемые ими под гитару, с увлечением пел сам. Его любимыми

песнями были «Как поехал наш Лександра» и «На том ли поле серебристом».

Бабушка писателя А.И. Каширина знала много песен, и через нее юный Пешков познакомился с народной песней разных жанров.

В юношеские годы Горький, странствуя по Руси, всегда ин­тересовался народными песнями, записывал их тексты. В Казани он слышал студенческие песни, в период странствий по Руси зна­комился с цыганскими, молдавскими, украинскими, татарскими, русскими, румынскими, персидскими, кавказскими песнями. Он встречался со многими певцами, сказителями, вопленицами и му­зыкантами. Сам был в юности певцом и сказителем.

В

Н. Новгороде и Самаре (1889-1896) Горький знакомится с классической музыкой. Слушает произведения Баха, Бетховена, Гуно, Вагнера, Глинки, Чайковского и др. В 90-е гг. с ростом попу­лярности Горького расширяются его связи с писателями, музыкан­тами, деятелями театра. Он близко сходится с Шаляпиным, встре­чается со Стасовым, композиторами Рахманиновым, Танеевым, Спендиаровым и другими музыкантами, общается с актерами МХАТа. В доме В.В. Стасова он слушал произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова и др. Встречался с музы­кантами у Л.Н. Толстого, А.А. Спендиарова.

Высоко ценил М. Горький музыку норвежского компози­тора Э. Грига. Известный пианист Н.Е. Буренин, сопровождав­ший писателя в Америку, вспоминает: «В течение трех месяцев Горький неизменно слушает его и неоднократно просил повто­рять одно и то же произведение». Горький любил сюиту «Пер

Гюнт», «Лирические пьесы», «Колыбельную», «Ноктюрн», пьесу «Одинокий», «Норвежские танцы и мелодии», «Траурный марш» и др. В Италии, на Капри (1907-1913), Горький живо интересовался народной итальянской музыкой. Он наблюдал народные пляски и обряды с пением и музыкой, слушал произведения Бетховена, Сен- Санса, Грига, Даргомыжского, Мусоргского, Глазунова и других композиторов.

Из воспоминаний современников известно, что на Капри у пи­сателя был Ф.И. Шаляпин. Певец исполнял «Ноченьку», «Солнце красное», «Как король шел на войну», романс Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда», произведения иностранных компо­зиторов. Интересны воспоминания дочери Ф.И. Шаляпина: «…по­истине необычна и великолепна была дружба этих великих русских людей — глашатаев народной силы и красоты.

Дружба эта взаимно обогащала их, и Федор Иванович считал Горького самым близким и дорогим ему человеком, бесконечно ве­рил ему.

…Особенно ценил Федор Иванович личный подарок Горького — полное собрание сочинений писателя, где на странице первого тома была следующая надпись: «Милый человек Федор Иванович! Нам с тобой нужно быть товарищами, мы люди одной судьбы. Будем же любить друг друга и напоминать друг другу о прошлом нашем, о тех людях, что остались внизу и сзади нас, тогда как мы с тобой ушли вперед и в гору. И будем работать для родного русского ис­кусства, для славного нашего народа. Мы — его ростки, от него вышли и — ему все наше! Вперед, дружище! Вперед, товарищ, рука об руку! М. Горький»

Ознакомившись с жизнеописанием немецкого композитора Бетховена Р. Роллана, Горький писал ему: «Книга о Бетховене пред­назначается для подрастающей молодежи (13-18 лет). Это должна быть беспристрастная и интересная повесть жизни гения, эволю­ция его души, главнейших событий его жизни, преодоленных им страданий и достигнутой славы».

Портретная галерея, посвященная Горькому, охватывает свыше 200 живописных, скульптурных и графических произ­ведений, созданных при жизни писателя. Многие из них напи­саны с натуры.

Назовите наиболее известных художников и скульпторов, создавших портреты А.М. Горького.

Художники: Андреев Н.А. (1873-1932), Богородский Ф.С. (1895-1959), Бродский И.И. (1884-1939), Верейский Г.С. (1886- 1962), Григорьев Б.Д. (1886-1939), Иогансон Б.В., Корин П.Д., Кукрыниксы, Нестеров М.В. (1862-1942), Репин, И.Е. (1841- 1930), Серов В.А. (1865-1911) и др. Скульпторы: Гинцбург И.Я., Коненков С.Т., Томский Н.В.

Кисти П.Д. Корина принадлежит один из лучших пор­третов М. Горького, где писатель изображен в рост на фоне Неаполитанского залива. Художник начал писать портрет в Сорренто, а заканчивал в доме Горького на Малой Никитской, так как в своей небольшой мастерской поместить его не мог. О пор­трете художник писал: «…на прогулках я увидел Горького. Он шел,

опираясь на палку, сутулясь, его угловатые плечи высоко поднима­лись, над высоким лбом дыбились седые волосы.

Он шел, глубоко задумавшись. Меня потом обвинили, что я на­писал портрет не нашего Горького, что он одинокий, суровый. Но я его увидел таким, увидел его высокую угловатую фигуру, шедшую в глубокой задумчивости на фоне Неаполитанского залива».

А. Финогенов пишет о портрете: «…художник… (П.Д. Корин), что жил в доме Горького, тихий, задумчивый, ко всему присма­тривающийся — нарисовал портрет Горького. Стоит во весь рост большой, старый человек, прошедший горы и перепутья жизни, смотрит вперед и думает о своем. Художник подчеркнул прожитые годы резкими складками морщин на щеках и шее, широкие горь­ковские плечи чуть горбятся от тяжести пронесенных лет, навис­шие брови и непослушная прядь седых волос на правом виске и старческие, скрывающие губы усы, — да, стар человек!

А потом — посмотреть на глаза. Ясные, пристальные, далеко видят и видят новые дороги, по которым надо идти, по которым уже идет жизнь, а с нею вместе, в головной колонне ее — молодой Горький! И морщины его, и седина волос, и подчеркнутая художни­ком усталость тела молодят по-особому взгляд, придают ему осо­бую крепость и силу, э-э, да этот старик моложе многих из нас… Горький шагает твердой поступью знающего свои силы и длину пути человека.

И шагом своим, ровным, крепким, четким шагом, без одышки и забегания, он берет одну за другой высоты, сколько таких высот он уже прошел — на заднем плане портрета, в тумане большой пер­спективы видны пройденные им расстояния, а он шагает, опершись на суковатую свою палку, иногда остановится, осмотрится вокруг, подытожит пройденное — в такой момент его и застал художник, нарисовавший портрет, — опять в путь, в ногу с миллионами, стро­ящими ту самую жизнь, за которую ратовал он все свои годы».

На Капри Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) работал над портретом Горького, о своем портрете он писал жене: «Вещь такая, что все ахают, а он сам в восторге… Сходство полное, но есть еще такое, что и его и всех поражает. Изобразил я так: он идет полем, вдали крыши, церквушка, а за ним — толпа его героев… Он отмахивается… правой рукой, подняв ее высоко, ладошкой к зри­телю, другая рука его с миром говорит, почти до колен взят в на­туральную величину. На лице столько всего, что мне тут говорят, что „только я один и мог понять Горького», что „это лучший его портрет». Я сам вижу, что это и лучшая моя вещь…»

В другом письме художник писал: «Сегодня у меня великий праздник. Я подписал Горького — и закончил вещь, о которой меч­тал семь лет. Вещь поразительная — это все в один голос говорят. Сам Горький говорит, что он „впервые чувствует себя на портрете, что это вещь лучше всех других, с него сделанных!»»

Глоссарий:

  • соченение ответ на вопрос горького
  • биогрвфия горький ответы и вопрос
  • вопросы и ответ по горькому

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема назначения поэзии.
Ответы на вопросы — Горький

Categories: Сочинения по литературе