Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века.
Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели (и продолжают вести) жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение.
II. Главная часть
поражения. Для русской литературы в образе Наполеона были важны два момента: во-первых, Наполеон воспринимался как завоеватель, разгромленный в России в 1812 году, и, во-вторых, как великий человек с трагической судьбой, во многом выразивший свое время и бывший «властителем дум» целого поколения.
где в авторском отступлении о войне 1812 года с большой художественной силой выражено чувство национальной гордости («Нет, не пошла Москва моя // К нему с повинной головою») и даже некоторая насмешка над «нетерпеливым героем».
Иначе относился к Наполеону Лермонтов, который видел в нем великую личность с трагической судьбой, человека, стоящего над толпой, романтического и непонятого («Воздушный корабль», «Последнее новоселье», «Св. Елена» и пр.).
4. Русские писатели второй половины XIX века обращались к образу Наполеона прежде всего как к символу индивидуализма, продолжая тем пушкинскую традицию. Особенно ярко это проявилось в творчестве Толстого и Достоевского:
а) в «Войне и мире» Толстой открыто полемизировал с представлением о Наполеоне как о великом человеке. Наполеон в изображении Толстого — эгоист, позер, человек, занятый мелкими интересами и совершенно не думающий о людях, которых он обрекает на смерть. Толстой отказывает Наполеону даже в полководческом таланте. Наполеон не может быть велик, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Увлечение Наполеоном, характерное для части дворянства начала XIX века (Андрей Болконский, Пьер Безухов) Толстой показывает как заблуждение, проявление индивидуализма и очень скоро заставляет своих любимых героев разочароваться в прежнем кумире;
б) в романе Достоевского «Преступление и наказание» образ Наполеона очень важен для раскрытия идейно-нравственной проблематики. Наполеон становится основным примером для Раскольникова, создающего свою теорию о «двух разрядах людей» и «праве на кровь». Как и для Толстого и Пушкина, Наполеон для Достоевского — воплощение крайнего индивидуализма и ложного величия.
III. Заключение
Русская литература подходила к образу Наполеона с позиций нравственности и гуманизма, поэтому для нее в большинстве случаев (кроме, лишь Лермонтова-романтика) было свойственно отрицательное отношение к этой исторической личности.
Глоссарий:
- творчество писателей первой половины 19 века сочинение
- почему в судьбу героя то и дело врывается наполеоновская тема?как обьяснить преклонение андрея болконсуого перед наполеном
- сочинение на тему творчество писателей 19века
Сочинение когда нас оделили мороженым и фруктами.
План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века
Categories: Сочинения по литературе