План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина «Евгений Онегин»

Особенности композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

I. Вступление

  • Композиция — состав и расположение частей произве­дения (подробнее см. Словарик).
  • Сам Пушкин определял свой роман как «собранье пест­рых глав». Композиция романа имеет свободный характер, но в то же время глубоко продумана. «Энциклопедичность» ро­мана требовала именно такого характера композиции, кото­рый позволял охватить широкий круг самых разнообразных явлений русской жизни первой четверти XIX века.
  • II. Главная часть

    1. Важнейшей

    особенностью композиции пушкинского романа является соотношение между сюжетными и внесюжетными элементами (см. Словарик). Последние у Пушкина очень важны: именно они создают структуру «свободного ро­мана».

    2. Разновидности внесюжетных элементов в романе:

    а) авторские отступления (см. Словарик и план на тему «Тематика и формы авторских отступлений в романе

    А.С. Пушкина «Евгений Онегин»);

    б) описания устоявшегося, повторяющегося из года в год жизненного уклада (день Онегина в Петербурге и в деревне,

    «привычки милой старины», жизнь семьи Лариных, описание обрядов, гаданий и проч.);

    в)

    описания природы в разные времена года;

    г) вставные фрагменты: письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского, «песня девушек», эпитафии на могилах отца Татья­ны и Ленского, альбомные записи и т.п.

    Внесюжетные элементы в романе Пушкина являются важ­ной композиционной особенностью и создают широкий куль­турный, бытовой и социальный фон, на котором разворачива­ется сюжет.

    3. Особенность сюжетного построения романа заключает­ся в принципе противопоставления (антитезы) героев, места действия, укладов жизни и т.д.

    а) сопоставлены и противопоставлены главные герои, прежде всего Онегин и Ленский. Во-первых, оба являются не вполне типическими характерами, резко отличаясь от окру­жающего их общества. Во-вторых, Онегин и Ленский — ан­типоды: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень…», Онегин — скептик (см. план на тему «Онегин как трагический герой»), Ленский — романтик (см. план на тему «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»).

    Онегин — характер развивающийся и в этом смысле не- предугадываемый. Автор дает герою возможность воскреше­ния во внезапной нерассуждающей любви к Татьяне.

    Ленский — характер статичный: он романтик во всем — в своих стихах, в дружбе, в любви, в самой смерти. Важно, что автор намечает два пути возможного развития героя: либо развитие поэтического таланта до степени гениальности, либо «обыкновенный удел».

    б) сопоставлены и противопоставлены главные герои Оне­гин и Татьяна.

    Сходны они в том, что оба — натуры незаурядные, что и позволяет им выделить друг друга среди окружающих. Оба — характеры развивающиеся. Так, Татьяна, в отличие от Ленского, изменяется у нас на глазах: из «несмелой девочки» она превращается в светскую даму. Но сущность ее от этого не меняется, что ясно видно из ее последней встречи с Онегиным.

    Различие между Татьяной и Онегиным заключается в том, что Татьяна «русская душою», способна на самоотречение («но я другому отдана, я буду век ему верна»), совершенно свободна от эгоизма. Онегин же — «душа холодная и лени­вая», эгоистичная (см. письмо к Татьяне, в частности: «Я знаю: век уж мой измерен…»).

    в) Татьяна и Ольга — антиподы как характеры не вполне типический и типический. Ольга, по словам Белинского, пред­ставляет собой «второе издание» судьбы своей матери.

    г) Татьяна — Ленский. Оба — характеры цельные, после­довательные. Различия очевидны из вышесказанного. (См. также план на тему «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»).

    д) противопоставлены в романе столичные аристократы и провинциальные помещики (См. план на тему «Уклад жизни столичного и провинциального дворянства в романс «Евгений Онегин»).

    е) Пушкин проводит в романе и ряд других сопоставле­ний: Москва и Петербург, два кабинета Онегина — в столице и в деревне; наконец, два письма, два объяснения в любви, две отповеди. Последние противопоставления делают компо­зицию произведения «зеркальной», т.е. герои меняются мес­тами.

    4. Открытый финал романа — композиционное новаторст­во Пушкина, свидетельствующее о нежелании автора выно­сить оценку характеру главного героя и о стремлении под­черкнуть «текучесть» самого характера.

    III. Заключение.

    Композиция романа подчинена раскрытию характеров главных героев на широком фоне русской действительности начала XIX века.

    Глоссарий:

    • план сочинения евгений онегин
    • план по сочинению евгений онегин
    • сочинение Евгений Онегин строго по плану

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


    Анализ илиады.
    План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина «Евгений Онегин»

    Categories: Сочинения по литературе