Можно ли назвать Базарова «рефлектирующим нигилистом»? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего»,- так писал Тургенев о своем нигилисте. Писатель утверждал, что нигилист Базаров — «лицо трагическое». И действительно, Базаров у Тургенева «рефлектирующий нигилист».
Свои взгляды Базаров раскрывает
во время споров с Павлом Петровичем Кирсановым. Герой отвергает традиционные человеческие и общественные ценности: религию, общественный строй, принципы. При этом Базаров считает, что нигилизм — это проявление народного духа, верит в необходимость революционных преобразований в стране. Он не видит пользы в искусстве, музыке, поэзии. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Евгений Васильевич же восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!». Базаров смеется над музыкальными занятиями Николая Петровича Кирсанова, чтение Пушкина Евгений Васильевич считает «ерундой», потребность
мечтать — «блажью». Нигилизм героя проявляется и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с утилитарной точки зрения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Взгляды героя в романе опровергает сама жизнь. Чувства Евгения Васильевича резко изменяются после его знакомства с Одинцовой. Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия этому герою: она раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник всякого рода романтики. Другой — страстно любящий человек, впервые открывший в своей душе новые чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Уроки любви повлекли за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они показали полную несостоятельность всех его взглядов. Более того, герой открыл романтика в самом себе. Он по-другому посмотрел на мир, природу, человека.
Фон, на котором происходит объяснение героев,- поэтическая картина летней ночи. Природа здесь дана в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, ему слышалось ее таинственное шептание. Так с помощью пейзажа Тургенев раскрывает внутренний мир своего героя, глубину его натуры. В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему прямота, искренность, естественность поведения.
Внутренний конфликт Базарова оказался неразрешимым: он не смог примириться с новой жизнью, с новыми чувствами. Погибает герой, заразившись тифом во время одной из операций. Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, поэтическое чувство к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига. Речь его становится поэтичной, метафорической: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».
Какова же авторская позиция в романе? Безусловно, Тургеневу интересен, некоторыми качествами своими очень симпатичен его герой. Способность к истинной любви автор считал очень важной для нравственной оценки человека. Базаров у Тургенева способен любить глубоко и сильно, в этой сфере он намного выше «уездных аристократов», выше Одинцовой.
Описывая сцену смерти героя, писатель рыдал навзрыд. Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, наиболее отчетливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные его гибелью.
Почему же писатель завершил роман гибелью Базарова? Д.И. Писарев считал, что Тургенев не мог «дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который может быть дорисован только временем и событиями». «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает», — отмечал критик.
Таким образом, Базаров в романе Тургенева — «рефлектирующий нигилист». Ему свойственны те нравственные искания, через которые прошли многие герои русской литературы — Онегин, Печорин, Раскольников.
Глоссарий:
- почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом
- почему базаров нигилист
- почему мы можем назвать базарова рефлектирующим героем
Аргументы к проблеме ревности.
Почему Базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом
- Почему свою мечту о славе князь Андрей называет «мой Тулон»?
- Сочинение на тему: Путь Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский
Categories: Сочинения по литературе