Почему в поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор подвергает осуждению не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство? (ЕГЭ по русскому)

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” смело можно считать энциклопедией русской жизни, наступившей во времена перелома, а именно в эпоху недавней отмены крепостного права. Это был 1861год – период ломки феодально-крепостнических отношений, наступления изменений в политической, экономической и общественной жизни. Фраза “Распалась цепь великая: …по барину, … по мужику” часто повторяется в поэме. Она стала олицетворением утраты власти помещиками над крепостными крестьянами, но и экономические оскудение, наступившее впоследствии, а также обнищание в среде представителей дворянства.

Данное изречение означает изменения, которым подверглась жизнь непосредственно самого крестьянства, и которые нельзя назвать самыми благополучными. Чувство страха свойственно вызывать гротескному образу князя Утятина, ставшему олицетворением уже поверженного, но не истребленного до конца зла крепостничества. Счастье крестьянской общины, бывших подданных князя состоит в том, что “крепь” позади. Хотя после приобретения поемных лугов в будущем, что были обещаны молодыми господами, они стремятся притворяться верными холопами, как это было прежде. Только в таком случае князь, выживший из ума, станет думать, что к нему возвратилось былое могущество.

Олицетворением консервативного дворянства стал образ лживого и развратного помещика Поливанова.

Их прямой противоположностью выступают крепостные крестьяне по причине положения зависимых людей, в котором они находятся. Слуга Яков, верный и примерный холоп, барина наказывает посредством собственного повешения в темном лесу на дереве над беспомощным своим обидчиком и лютым врагом. Он причиняет себе смерть, а не своему господину; таков протест раба.

Счастье крестьянина Ипата состоит в том, что барин, после его “потери”, которая была барским развлечением на заснеженной дороге, впоследствии сажает слугу рядом с собой. Счастье испытывает от собственного лизоблюдства дворовый князь Переметьев. Зависимость крепостного человека способна к подавлению гордости и ущемлению достоинства всех “людей холопского звания”. Зачастую холопы господ-крепостников испытывают ощущение счастья от пребывания в положении любимых рабов, в чем и видят смысл своей жизни. Создавая эти образы, автор стремился дать нравственную оценку характеров людей, что входят в противоположные социальные классы: дворян и крестьянства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Проблема роли родины в жизни человека.
Почему в поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор подвергает осуждению не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство? (ЕГЭ по русскому)

Categories: Школьные сочинения