«Погубить душу» нельзя, а можно погубить себя, потеряв душу» Абрам Терц. По произведению Федора Сологуба «Мелкий бес»

1. Глубины русской души
2. Мелочность жизни уездного учителя Передонова
2. Безнравственность влечет преступление

Наверное, никакой другой народ не может похвастаться таким богатством и разнообразием натуры, фантазии, привычек, как русский народ. У россиян можно встретить и чисто немецкую пунктуальность, и французский романтизм, и английскую приверженность к старым традициям, и многое-многое другое. Более того, широта русской души позволяет всем этим качествам уживаться в одном человеке. Именно поэтому поступки россиянина зачастую

противоречивы и не поддаются никакому логическому объяснению. Ну как можно понять человека, который как Лев Толстой отказывается от состояния, общественного положения, и подобно страннику старается отправиться в дальние страны. Однако то, что, к примеру, для американца покажется безумием, вполне, естественно для нашего соотечественника. Именно поэтому Толстой до сих пор является, можно сказать, нравственным эталоном чистоты побуждений, кристальной честности и человеколюбия. Русскую душу невозможно понять, логически разложить по полочкам, ее можно только прочувствовать. К сожалению, нередко происходит так, что

отрицательные качества оказываются на поверхности, загоняя внутрь все то хорошее, что так или иначе присутствует в каждом человеке, как это происходит у главного героя романа Федора Сологуба «Мелкий бес» Передонова. Не последнюю роль здесь играет и обстановка, в которой бесцельно и пошло проходит жизнь уездного учителя.
Передонова можно отнести к категории «маленького человека», однако он не всегда вписывается в поставленные рамки. Было бы слишком просто воспринимать образ главного героя как эгоистичного, неумного и невежественного человека. Хотя это все присутствует в характере Передонова, этот тип обывателя более страшен, чем может показаться на первый взгляд. Из «униженной и оскорбленной» личности, по мнению автора, может получиться настоящий монстр в располагающих к этому условиях. У личности, поддерживаемой либеральными идеями о всеобщем равенстве, о долге и о вине общества перед такими «маленькими людьми», вполне естественно формируется патология сознания.
Передонов очень агрессивен. Он уверен в том, что обладает всеми достоинствами, чтобы занять место инспектора. Более того, он убежден, что лучше других, поэтому должен получать значительно больше. Как не удивительно, либеральные идеи совершенно не сделали душу главного героя лучше, чище, добрее по отношению к окружающим людям. Наоборот они внушили Передонову мысль о том, что общество виновато перед ним, а значит, он имеет право быть первым, ему все дозволено. Этот домашний тиран не может похвастаться ни добропорядочностью, ни душевными качествами. Его жадность и мелочность достигают таких размеров, что перед тем как угостить карамелькой своих собеседниц главный герой долго раздумывает, давать или не давать. Все мысли его сконцентрированы на том, где бы получить какую-либо выгоду. Ради этого он готов даже жениться, причем совершенно не сомневаясь в своей неотразимости. «Да, в меня все здесь влюбляются» — хвалится он Рутилову.
Интерес представляют мысли главного героя о своей будущей семейной жизни и о будущей супруге: «К такой не знаешь, как и подступиться. Как ее обругаешь? Как ее толкнешь? Как на нее плюнешь?» Передонов очень подозрителен. В любом явлении он видит только отрицательные стороны. Ему кажется, что окружающие только и ждут, чтобы он ослабил бдительность, чтобы обмануть его. Такое восприятие мира характеризует Передонова не самой лучшей стороны. Он сильно напуган этой жизнью, оттого возрастает его озлобленность и агрессивность. Передонов находит успокоение только в издевательствах над своей дальней родственницей и сожительницей Варварой, в развращенных беседах с гимназистами, в порочных мечтах. Постепенно в главном герое умирает все человеческое. Его душа черствеет. И именно такому человеку доверено воспитание детей. Чему полезному, хорошему, прекрасному может научить Передонов своих учеников?! Дети с первых лет жизни вынуждены впитывать душную атмосферу мещанского мирка, расти в обстановке мелочности и бессмысленности существования.

С каждым днем Передонов опускается все ниже и ниже. В стремлении выслужиться перед начальством и получить заветное место главный герой дошел до того, что в одном из гимназистов стал подозревать переодетую барышню. Однако не только место инспектора заставляет Передонова так ревностно следить за дисциплиной учеников. Он получает удовольствие от того, что мальчики, на которых он жалуется родителям, подвергаются наказанию: «придет, нажалуется на мальчика, того высекут, — и Передонов доволен». Патологическая подозрительность главного героя приводит к тому, что ему начинает казаться, что за ним постоянно кто-то следит.
Постепенно его злость оборачивается на его приятеля Володина, внешне чем-то напоминающего барана. Болезненное воображение рисует ему какую-то шальную бабу Недотыкомку. Передонов не желает верить тому, что обманут Варварой. Он еще более озлобился на окружающих, однако более всего его бесит недавний приятель. В бреду и пьяном угаре главный герой убивает Володина, погубив себя окончательно и бесповоротно. Таким образом, полностью подтверждаются слова А. Терца. Потеряв душу, главный герой тем самым губит себя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сопоставление образов данко и ларры таблица.
«Погубить душу» нельзя, а можно погубить себя, потеряв душу» Абрам Терц. По произведению Федора Сологуба «Мелкий бес»

Categories: Литература