Понятие «лирический герой» в лирике А. А. Фета

Понятие «лирический герой» используется в литературоведении с целью подчеркнуть различие между биографическим автором и субъектом переживаний, выраженных в стихотворении, цикле или книге стихов. Правда, это не общепринятый термин; ряд исследователей (Л. Я. Гинзбург, Б. О. Корман, С. Н. Бройтман и др.) предпочитают говорить о «лирическом субъекте» как носителе переживаний, связывая с «лирическим героем» индивидуализированный образ; лирический герой — не только субъект сознания, но и предмет изображения. С этой точки зрения, «»я»

стихотворений Фета отнюдь не лирический герой , это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности».
Сама проблема различения поэта как творческой личности и человека во всех его проявлениях отнюдь не нова (вспомним Чарского из «Египетских ночей» Пушкина). Критик Страхов, друг Фета, писал о «преображенной личности» поэта: «В поэте два человека — он сам и его муза, то есть его преображенная личность, и между этими двумя существами часто идет тяжелая борьба. Есть натуры столь высокие и светлые, что в них муза и человек одно, — и тогда судьба человека сливается с судьбами его

музы. Но обыкновенно поэты живут в некотором хроническом разладе между музою и человеком. Великое чудо здесь состоит в том, что муза сохраняется и развивается иногда при самых неблагоприятных обстоятельствах».
Весь облик Фета: практичного, волевого, целеустремленного человека и одновременно тонкого лирика, поклоняющегося Красоте, певца русской природы, — наводит на мысль об упомянутом «хроническом разладе». Не только колючие пародисты «Искры» и «Русского слова», но и друзья Фета (Фетушки, как его часто называли) подтрунивали над его прозаической внешностью и пристрастием к земным благам. Плененный стихотворением «Еще майская ночь», Л. Толстой писал В. Боткину (9 июля 1857 г.): «…Ив воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь! — Прелестно! И откуда у этого добродушного толстого офицера такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». А в декабре (6…7?) 1876 г. Толстой, высоко оценив стихотворение «Среди звезд», с его «философски поэтическим характером», вставляет в свое письмо к Фету шутливое замечание: «Хорошо тоже, что заметила жена, что на том же листке, на котором написано это стихотворение, излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек. Это побочный, но верный признак поэта».
Сам Фет неизменно четко различал поэзию и науку, поэзию и жизнь, жизнь и красоту жизни. Вот несколько его характерных суждений: «Насколько в деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении с бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого для нас скрыты , настолько в практической жизни требую разумных оснований, подкрепляемых опытом»; «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты»; «…Мы… постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских…» (из предисловия к третьему выпуску «Вечерних огней»).
В целом мотивы и настроения поэзии Фета соответствуют его эстетическому кредо, разве что найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей» с годами становилось все труднее. Но «лабиринт сердца» (понравившееся Фету выражение Гете) действительно не пропускал в его лирику мотивов прозаических, к которым, видимо, он относил очень многое.
Можно ли говорить в таком случае о внутреннем разладе, раздвоении? Загадка личности Фета неизменно волновала его биографов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вывод к сочинению 15.3 настоящее искусство.
Понятие «лирический герой» в лирике А. А. Фета

Categories: Литература