Необходимый материал не только для экспертов ЕГЭ, но и для рядовых учителей.
Негрубые ошибки две негрубые ошибки = одна.
1. Исключения из правил: ветреный, цыганский. 2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война. 3. Слитное-раздельное написание наречий типа : по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив. 4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен. 5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как. Куда
он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли. 6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери и Бэла. 7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, — это глобус. 8. Отсутствие точки в конце предложения. 9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он знак подаст, и все хохочут. Однотипные ошибки первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка. Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и морфологических условиях: толчёк, смешён, парчёвый,
общё = две ошибки ; чёпорный, никчомный, изжёга = одна ошибка ; ночовка, лишон, стережот, копчоности, поражон = три ошибки, НО: раздроженный, очеровать =две отдельные ошибки. Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: зачеруй, очерован, очированный. Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну : аппеляция = одна ошибка, НО: об апелляцие = две ошибки. Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки. Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки : рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о — глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах : рэкет, пленер, Мариетта.
4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных: взволнова Н, НН. ы.
5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б б. ог, С с. вященный С с. синод, Р р. ождество.
6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о О. бломовы.
7. Написание фамилий с первыми частями ДОН: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати — поле.
9. Отсутствие тире в неполных предложениях.
10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11. Замена одного знака препинания другим.
12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.
13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений вставных конструкций. .
14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций : Герои этого времени, например,. Чацкий, — резонеры.
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов,. в частности.
17. В передаче авторской пунктуации.
Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров — герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не только в полном искажении подмене. факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»
Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.
Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении противопоставлении. двух логически неоднородных различных по объему и по содержанию. понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.
К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения: отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:
А. Неудачное начало : С особенной силой этот эпизод описан в романе.
Б. Ошибки в средней части.
а. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка дублирование вывода. – логическая ошибка: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных предложений.
Классификация грамматических ошибок
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолю бимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство. |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуд а техники, не хватает врем я. Билет с плацкартом. Новые крема. |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше выглядит. |
4 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями. Обоим сестрам. |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихние дети |
6 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули. Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее. |
7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. |
8 | Нарушение управления | Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз. |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла? |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я ‘хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница. |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство. Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана? |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь |
18 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
19 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении |
Классификация речевых ошибок
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки. |
5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дел о прибегает к употреблению метафор и олицетворений.. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?» |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегоришь других. Чиновники подлизываются к ревизору. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности вместо средства. . Молодежь не повышает свой кругозор. |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов тавтология. | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой.. |
11 | Искажение состава фразеологизма | Все были здесь : и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог. |
Сочинение злонравия достойные плоды недоросль.
Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ
- Человек и власть. Драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя
- Любовь. ЛЮДЯМ НУЖЕН ЛИШЬ СВЕТ ЛЮБВИ
Categories: Новое