Рассказ Рождение человека (Горький А. М.)

Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ – несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве – русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А.

И. Герцена, и совершенно не было связано с современными событиями, С приходившими из России вестями о начале нового революционного подъема. Автор рассказа вспоминал об эпизоде двадцатилетней давности, на первый взгляд – бесконечно далеком не только от последних политических событий, но и от политики вообще. И все же многочисленные слушатели, целиком поглощенные злобой дня, трудной судьбой своей Родины, никак не могли успокоиться, выражая признательность автору. Было ясно, что его новое произведение необыкновенно созвучно их думам и чувствам, всему их душевному настрою. Рассказ назывался “Рождение человека”.

Эпизод, о котором вспомнил в этом рассказе М. Горький, глубоко трагичен. В страшный для России 1892-й “голодный” год, когда на краю гибели оказались миллионы крестьян,- толпы их двинулись пешком из охваченных неурожаем губерний на юг в поисках работы и хлеба. С одной из групп голодающих шел и будущий писатель. Вдруг он увидел,

как отстала от других беременная крестьянка (она вынуждена была отмерять версты до последней минуты), и понял, что у нее начинаются роды. Он не мог не прийти к ней на помощь и невольно стал “акушером”. Что ждало новорожденного? Для какой жизни родился среди горя, отчаяния, голодных смертей “новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы”? “Помог ты мне – спасибо,- говорит мать своему спутнику, “проходящему”,- а хорошо ли это для него, и – не знаю уж…” Этот вопрос не может ее не мучить. Отражая бушующую в душе матери бурю тревог и надежд, борются в ее глазах – глазах “синевато-серого цвета” – серый, мутный цвет боли, тоски, безнадежности и синий, как море и как небо, цвет радости, счастья, любви. И синий цвет побеждает, побеждает вера в будущее сына: “Хорошо-то как, хорошо! И так бы все – шла, все бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок,- рос да все бы рос на приволье…” Не случайно именно в этом бесстрашно правдивом произведении прозвучали слова, ставшие одним из самых крылатых изречений XX века: “Превосходная должность – быть на земле человеком”.

Если мы вспомним, какие настроения преобладали в литературе той поры – норы реакции, наступившей после поражения первой русской революции,- нам станет понятнее, почему рассказ “Рождение человека” произвел столь большое впечатление на своих первых слушателей, а затем и на тысячи и тысячи читателей. Леонид Андреев доказывал тогда в своей философской драме “Жизнь Человека” (ее первое действие имело особое название: “Рождение Человека и муки матери”), что страдания матерей ничем не оправданы, так как рождаемые в муках дети обречены на бесцельную и бессмысленную жизнь. Ему вторил М. П. Арцыбашев, заявляя, что лучше людям совсем не появляться на свет, чем рождаться “на жизнь несчастную и бесцельную”. М. Горький гневно ответил этим писателям и всем проповедникам пессимизма в 1912 году в статье “Издалека”. Но еще более ярким и убедительным ответом был написанный им тогда же рассказ “Рождение человека”. Уж если люди угнетенной, многострадальной народной массы не теряют веры в жизнь, то можно ли простить безверие тем, кто призван поднимать народ па борьбу, а не подавлять его волю отчаянием?!

Спустя год, в 1913 году, В. И. Ленин возразил в статье “Рабочий класс и неомальтузианство” людям, утверждавшим, что нелепо “убеждать матерей рождать детей, чтобы их калечили… доводили до самоубийства!”. Назвав подобные рассуждения мещанскими и реакционными, В. И. Ленин писал: “…”Рождать детей, чтобы их калечили”… Только для этого? Почему же не для того, чтобы они лучше, дружнее, сознательнее, решительнее нашего боролись против современных условий жизни, калечащих и губящих наше поколение??. Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят” Впоследствии М. Горький тщетно пытался узнать, как сложилась жизнь человека, которому он помог когда-то появиться на свет. Он ничего не узнал об этом, и мы ничего не знаем о судьбе того человека, но нам хорошо известна судьба его поколения. Подростком тот человек мог увидеть революцию 1905 года, а юношей участвовать в Великой Октябрьской революции; он мог стать одним из строителей первого социалистического государства и его защитником на фронтах Великой Отечественной войны; мог участвовать в героическом возрождении Родины… Ему стоило родиться!..

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с – (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

    Аннотация:

    В том вошли цикл рассказов “По Руси” (1912-1917) и “Дело Артамоновых” (1925) – произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Характеристика героини джейн эйр.
Рассказ Рождение человека (Горький А. М.)

Categories: Школьные сочинения