Роман Михайловский замок (Форш Ольга)

Судьба художника в обществе, роль искусства в исторической жизни страны — вторая любимая и постоянная тема Ольги Дмитриевны Форш.

Этой теме посвящен был ее исторический роман «Современники» (1926), тоже одобренный А. М. Горьким. Трагическая судьба Гоголя, творческие искания художника Александра Иванова увлекли ее здесь.

Затрагивал темы искусства и завершенный в начале тридцатых годов роман «Ворон» (его первоначальное название было «Символисты»), где история сплетается с нынешней явью, как и в «Одеты камнем», а некоторые

судьбы и встречи, несомненно, подсказаны жизненным опытом автора.

Но особое значение имел в этом плане роман «Михайловский замок», завершенный уже в послевоенные годы,- итог, многолетних раздумий и наблюдений.

Как и в большинстве романов Ольги Форш, в «Михайловском замке» нет ни сквозного сюжета, ни центрального героя.

Герой этого романа — Петербург в пору недолгого трагического царствования Павла. Император, один из героев романа, фигура сложная, драматическая, противоречивая. И Суворов — ярчайший, характернейший образ эпохи…

Воссоздать эпоху — одна из задач романа, повествующего

о творцах великого города, о зодчих его: о Баженове, о Воронихине, о молодом Карле Росси. О трагических судьбах рус-ских художников в условиях самодержавия, о драматизме социальных и творческих противоречий, раздирающих душу гения. О становлении художника и человека — о нравственном созреваний Росси в условиях безграничного, никакой логике не подвластного деспотизма.

Нити разнообразных и разномасштабных событий в романе «Михайловский замок» сплетаются и пересекают друг друга, казалось бы, без очевидной взаимосвязи; и кажется, что любую ниточку можно вынуть, не потревожив целого. А при всем том это переплетение создает целостную, по-своему выразительную картину. Воспроизводит и социальный смысл, и творческий дух эпохи. И хотя, конечно, живая атмосфера эпохи едва ли могла бы быть выражена вне этого множества лиц, как исторических, так и созданных авторским воображе-нием, чьи судьбы образуют причудливую сюжетную ткань романа, не фабульной связью держится художественное единство этого произведения.

Есть в романе и множество драматических поворотов житейских, и сложные личные перипетии, и острые столкновения контрастных, очень рельефно выписанных натур. Тем не менее центр тяжести Ольга Форш смело переносит непосредственно в смысловую, идейную сферу. Его образует авторская мысль, выраженная чаще всего в долгих, неторопливых бесе-дах героев романа, не всегда увязанных с фабульным действием. Особенно — в рассуждениях Карла Росси. О том, например, что если построить город, как это уже видится ему, в новой дивной гармонии, то и люди, живущие в нем, найдут, может быть, больший покой. Обретут порядок в душе — и тоже найдут в себе силы творить что-либо доброе. «Ведь все, среди чего мы растем и живем, что видит наш глаз, слышит ухо,- нечувствительно образовывает наши чувства, ум, вкус…»

В романе «Михайловский замок» Ольга Форш обращается к теме позитивной нравственной роли искусства в истории. Пишет об искусстве, возвышающем душили воспитывающем стремление к творчеству, содействующем духовной зрелости человека, совершенствованию общества.

Напряженность мысли — вот что наиболее характерно для большинства исторических романов Ольги Дмитриевны Форш, богатых философским содержанием.

Роман «Михайловский замок» требует от читателя не только сочувствия к судьбам его реальных и вымышленных героев, соучастия в их горестях и успехах, но и желания про-никнуться мыслью автора, войти в широкий круг исторических представлений Ольги Форш, в мир ее размышлений, чаяний и надежд.

Последний роман О. Д. Форш «Первенцы свободы» — о декабристах — вышел накануне восьмидесятилетия автора, в 1953 году. Ольга Дмитриевна Форш до последних дней своих оставалась личностью яркой, творчески активной, оригинально мыслящей. Она была писателем глубоко современным, человеком высокой культуры, с чутким сердцем и высокой требовательностью к себе. Не только по праву старейшей, но и по праву высокого морального авторитета поднялась она на трибуну, чтобы открыть Второй Всесоюзный съезд советских писателей, и голос ее прозвучал с торжественной простотой. Творчество, ставшее кровью художника, не давало стареть ее чувствам, оскудевать _мыслям. Красота мира до конца — Форш умерла в 1961 году — оставалась ее душевным неотъемлемым достоянием.

Исторические романы О. Д. Форш пользуются заслуженной читательской популярностью, сохраняют свое идейное я художественное значение,

Г. Цурикова

Источники:

    Форш О. Одеты камнем. Михайловский замок: Романы /Вступ. статья Г. Цуриковой; Оформ. ху-дож. В. Бабияка. — JI.: Худож. лит., 1980.- 424 с. (Классики и современники. Советская литература).

    Аннотация:

    В книгу включены исторические романы известной советской писательницы Ольги Дмитриевны Форш (1873 — 1961) «Одеты камнем» и «Михайловский замок». В центре романа «Одеты камнем» (1924-1925) — судьба «таинственного узника» Алексеевского равелина Петропавловской крепости русского революционера М. С. Бейдемана. «Михайловский замок» (1946) — о трех поколениях русских зодчих: В. И. Баженове, А, Н. Воронихине и К. И. России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинения я хочу стать певицей.
Роман Михайловский замок (Форш Ольга)

Categories: Школьные сочинения