Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на звание счастливого оказывается помещик. Взглянуть на помещичье счастье поэт революционной борьбы, мучительно переживавший покорность народа, его темноту и забитость, решает глазами самих закабаленных крестьян.
Вот портрет первого помещика:… кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту.
…румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет;Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие…
Кругленький и румяненький Оболт-Оболдуев,

закончивший свой рассказ-воспоминания страдальческими рыданиями, при всей своей комичности совсем не безобиден. В главе «Помещик» автор поэмы смог сатирически показать и молодецкие ухватки этого осанистого деспота. При этом Оболт-Оболдуев разоблачает себя не только в момент сожалений о минувших днях, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко»: .. .Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный. Удар скуловорррот!..
Не менее страшен Оболт-Оболдуев и в своей восторженно-нелепой позе патриота, радеющего о будущем

России.
Не о себе печалимся, Нам жаль, что ты, Русь-матушка, С охотою утратила Свой рыцарский, воинственный, Величественный вид! Или еще: Россия — не неметчина. Нам чувства деликатные, Нам гордость внушена! Сословья благородные У нас труду не учатся. У нас чиновник плохонький И тот полов не выметет…
Очевидные невежество, казнокрадство, пустота помыслов, низость чувств Оболта-Оболдуева, его способность жить только чужим трудом на фоне разговоров о пользе для России, о том, что «поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!», позволяют крестьянам сделать сочувственно-издевательский вывод:
Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася:Одним концом по барину, Другим по мужику!..
Не менее выразителен образ другого помещика с такой же «говорящей» фамилией — князя Утятина-Последыша. Отношение автора поэмы и к этому персонажу чувствуется уже в карикатурном описании его внешнего облика:
Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И — разные глаза:Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош!
Символично и само название главы об этом выжившем из ума старике-помещике — «Последыш». Представленный в поэме с большим сарказмом барин, который «весь век чудил, дурил», готов принять на веру и себе в удовольствие спектакль, который разыгрывают для него за вознаграждение его бывшие холопы. Сама мысль о какой-либо крестьянской реформе настолько не укладывается в голове Утятина, что родственникам-наследникам не составляет никакого труда уверить его, что «мужиков помещикам велели воротить». Поэтому же ему сладкой музыкой звучат слова бурмистра, воспринятые без осознания их саркастической сути:
Вам на роду написано Блюсти крестьянство глупое, А нам работать, слушаться, Молиться за господ!
Нелепым и убогим изображает автор поэмы этого бывшего всю свою жизнь самодуром и деспотом барина.
Теперь порядки новые, А он дурит по-старому…
Чего стоят последние поистине дикие распоряжения этого «юродивого помещика», над которыми потешается народ: на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!», в то время как «той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!»; глухонемой дурачок назначается сторожем помещичьей усадьбы; пастухам приказано унять коров, чтобы мычанием своим не будили барина.
Но и вовсе не юродивые наследники князя Утятина бессовестно обманывают крестьян, лишая их обещанных им заливных лугов. Так что ничего, по сути, не меняется между дворянами и крестьянами: у одних — власть и богатство, у других — ничего, кроме нищеты и бесправия.
В главе «Савелий, богатырь святорусский» есть образ еще одного помещика-крепостника-жестокого Шалашникова, «воинскою силою» покоряющего крестьян, выколачивающего из них оброк:
Отменно драл Шалашников.
Судя по рассказу о нем, ничего другого этот бесчеловечный зверь-помещик и не умел. Оттого и «не ахти великие доходы получал».
Глядя на Оболта-Оболдуева, князя Утятина, жестокосердного Шалашникова, читатель понимает, что если на Руси и возможно счастье, то только без таких «божеской милостью» господ, не желающих расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.
Сатирическую направленность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подтверждает символичная картина опустевшей барской усадьбы, которую дворня растаскивает по кирпичику. Она созвучна авторской мысли, что изображенные в поэме всевозможные «последыши» доживают свой век, как, по убеждению Некрасова, доживает свой век и самодержавное устройство России, породившее таких помещиков-крепостников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Бунин цифры анализ.
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Categories: Литература